Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Повседневная деятельность

Главным субъектом непосредственного управления и совместного развития в бассейне Аральского моря, осуществляемого МКВК и ее исполнительными органами, являются трансграничные водные ресурсы двух основных рек — Амударьи и Сырдарьи, в центре которых находится останец Аральского моря.

МКВК, как орган пяти государств, осуществляет функции по управлению и развитию водных ресурсов, по поддержанию устойчивости природных и гидроэкологических процессов на водах, непосредственно через два БВО — Амударья и Сырдарья. Благодаря их усилиям в течение более 10 лет осуществляется бесконфликтное распределение общих водных ресурсов, работоспособность всех русел, сооружений, трактов и решение всех вопросов, связанных с оперативным использованием водных ресурсов 5 государств, подачей воды Аралу и Приаралью. Как известно, разработанные МКВК «План конкретных действий по улучшению ситуации в бассейне Аральского моря» и «Основные положения концепции сохранения Приаралья» одобрены Главами государств 11 января 1994 г., впоследствии силами Комиссии также подготовлены и в 1996 г. представлены на рассмотрение правительств «Основные положения водной стратегии региона и пяти стран».

Учитывая ограниченность водных ресурсов в регионе немаловажное значение в работе Комиссии имеет водосбережение.

Суммарный водозабор в 1960 году в бассейне Аральского моря составлял 60610 млн. м3, а к 1990 году он увеличился до 116271 млн. м3, или в 1,8 раза. За этот же период население на указанной территории возросло в 2,7 раза, площади орошения увеличились в 1,7 раза, продукция сельского хозяйства — в 3 раза, валовой национальный продукт — почти в 6 раз. После распада Советского Союза в 1991 году суммарное использование воды в регионе начало сокращаться, что было обусловлено общей экономической деградацией.

После 1992 года, в результате согласованной политики водосбережения, принятой МКВК, снижение величины общего водозабора стало целевой тенденцией. В 2000 году общий водозабор был на 11,4 км3 меньше, чем в 1990 году и составил 104 955 млн. м3.

В то же время бесспорно, что на уменьшение водозаборов в бассейне в значительной мере сказалось также снижение объемов валовой продукции в большинстве стран региона, равно как и увеличение посевов зерновых культур наряду с уменьшением посевов риса и хлопка.

Большое значение в управлении водными ресурсами бассейна имеет достоверность гидрологических прогнозов. Поэтому на 28-м заседании МКВК был поставлен вопрос об усилении взаимодействия органов водного хозяйства и гидрометслужб по уточнению стока рек Сырдарья и Амударья и повышению степени достоверности гидрометеорологических прогнозов. Намечены мероприятия для возобновления систематических наблюдений на метеостанциях на ледниках Федченко и Абрамова, осуществление ежегодных двухразовых облетов для определения запасов снега в зоне формирования стока, а также восстановлении метеостанций и гидропостов в бассейне Аральского моря.

Немалое внимание уделяется вопросу внедрения автоматизации на водохозяйственных системах.

В свете реализации программы 7 “Управление водными ресурсами и контроль в бассейне рек Амударья и Сырдарья” канадской компанией UMA Engineering Ltd, совместно с БВО “Сырдарья” и НИЦ МКВК, при поддержке Канадского агентства международного развития (CIDA) спроектирована, поставлена, смонтирована и в 1999 г. сдана в эксплуатацию автоматизированная система контроля и управления головным сооружением межгосударственного канала “Дустлик”, подающим воду на 220 тысяч га орошаемых земель Казахстана и Узбекистана.

Завершен монтаж аналогичной автоматизированной системы конструкции Кыргызской фирмы “Сигма” на Верхне-Чирчикском водном узле при финансовой поддержке USAID. Запланированы аналогичные работы на канале “Пахтаабад” при содействии USAID и Учкурганском гидроузле при содействии Швейцарского агентства международного развития и координации (SDC).

Идет подготовка к сравнительным испытаниям этих систем на канале “Дустлик” (“СКАДА”, Канада), ЮГК и Верхне-Чирчикского гидроузла (“Сигма”, Кыргызстан).

Ведется постоянная работа по совершенствованию деятельности МКВК и ее исполнительных органов.

В целях подготовки и выработки предложений в этой сфере решением 30-го заседания МКВК созданы тематические рабочие группы по юридическим и организационным, финансово-экономическим, техническим вопросам и тренинговой деятельности. Группы имеют статус рекомендательно-консультативного характера и призвана дать конкретные предложения и рекомендации для повышения эффективности использования трансграничных водных ресурсов и соответствующих водных объектов, разработке предложений по унификации водных законодательств государств региона, осуществление эксплуатационных мероприятий, предупреждения и устранения аварийных ситуаций на трансграничных объектах.

В задачу групп входят также вопросы о уменьшении потерь стока по длине ствола реки Амударьи, уточнение прогнозов стока в реальном масштабе времени, улучшение гидрометрического учета, развитие работ по моделированию финансово-экономической деятельности и др.

МКВК утвержден План развития работ по межгосударственным Соглашениям и график их реализации. В результате работы согласительных комиссий из представителей государств Центральной Азии подготовлен, подписан членами МКВК и представлен на рассмотрение МФСА проект соглашения “О формировании и функционировании национальной и бассейновой баз данных комплексного использования и охраны трансграничных водных ресурсов бассейна Аральского моря”.

В плане работ группы по юридическим вопросам доработка и подготовка к рассмотрению целого пакета соглашений по семи направлениям, среди которых первостепенное значение имеет продолжение работ по доработке межгосударственных соглашений "Об основных принципах совместного и рационального использования трансграничных вод бассейна реки Сырдарья", "Об охране трансграничных вод, правилах контроля их качества и обеспечение экологической устойчивости в регионе".

Бассейн Аральского моря является сегодня регионом повышенного внимания мирового сообщества и ареной международного сотрудничества в разрешении аральского кризиса, который затронул своими последствиями более 35 млн.человек, проживающих на территории пяти центральноазиатских государств.

Крупномасштабное орошение больших массивов пустынных земель в условиях ограниченных водных ресурсов привело к снижению уровня и потере продуктивности Аральского моря. Сотни гигантских гидротехнических сооружений, 7,5 млн. га орошения обернулись ухудшением климатической, санитарно-гигиенической и социально-экономической обстановки и опустыниванием более 1,4 млн. га в Приаралье.

Значительный рост населения, необходимость обеспечения продуктами питания и работой приводит к интенсивному орошению, а они привели к вышеуказанным явлениям. Поэтому Арал и программа его бассейна стали проблемой не только Центральной Азии, а глобальной проблемой и пути решения аральского кризиса окажут заметное влияние на понимание мировым сообществом важности скоординированных и комплексных усилий в ликвидации последствий всех крупнейших экологических катастроф 20 века.

Именно поэтому интерес к опыту МКВК в мире достаточно велик, равно как и желание помочь в решении проблем Аральского моря от имени всего мирового сообщества.

МКВК с начала своей деятельности организовала тесное сотрудничество с ЮНЕСКО, Всемирным банком, ЮНДП, ЮНЕП и другими международными организациями, что позволило совместно выработать и представить от имени 5 государств на встрече доноров в Париже в 1994 году “Программу конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря”, на которую уже на первом этапе были выделены значительные средства.

Страны-учредители МКВК активно участвуют в работе Международной комиссии по ирригации и дренажу, являясь ее юридическими членами. В составе МКИД создана отдельная рабочая группа по бассейну Аральского моря (ST-Aral).

Представители МКВК приняли участие в работе конгрессов МКИД в Гааге в 1993 г. (Гиниятуллин, Духовный), в Каире в 1996 г. (Сарсембеков, Бекболотов, Ашуров, Дерякулиев, Джалалов, Духовный), в Испании в 1999 г. (Сарсембеков, Алтыев, Джалалов, Духовный), работе 47-ой Конференции МКИД в Оксфорде, 1996 г., 49-ой Конференции Международного исполнительного комитета МКИД в Индонезии, 1998 г., работе 50-й конференции в Гранаде, Испания, 1999 г., Боннской Конференции по пресной воде, Германия, 2001 г.

Большое значение для обогащения передовым опытом лиц, принимающих решения — руководителей водного хозяйства — имеет их участие в ознакомительных турах по деятельности водного хозяйства — в передовых странах мира.

Были организованы поездки членов МКВК и работников организаций МКВК для ознакомления с передовым опытом во Францию (1994 г.), Италию, Бельгию (1995 г.), США, Канаду (1996, 1997, 1998, 2000 г.), Испанию (1998), Израиль (1995, 1997), Индию (1999), Пакистан (1999), при спонсорской поддержке соответственно Всемирного банка, Европейского Союза, Канадского Агентства международного развития (CIDA), USAID, Израильского правительства, Индийского правительства, Швейцарского агентства международного развития и координации.

Продолжается тесное сотрудничество МКВК с ЮНЕСКО, ФАО, Всемирным Банком, ИПТРИД, ПРООН, Европейским Союзом, ГВП, Всемирным водным советом, ОБСЕ, экономической комиссией ООН для Европы, НАТО и др. Поддерживается постоянная связь с Посольствами Великобритании, Голландии, Германии, Израиля, Индии, Индонезии, Китая, России, США, Франции и международных организаций, аккредитованных в регионе.

Специалисты научных и проектных организаций МКВК принимают участие в реализации ряда международных программ и проектов.

Большое внимание МКВК уделяется развитию водохозяйственной науки.

Научные подразделения при координации НИЦ выполняют научные исследования по межгосударственным научным программам:

- Разработка основных компонентов политики МКВК в вопросах рационального водопользования и охраны водных ресурсов в бассейне Аральского моря (1998-1999 гг.);

- Проблема устойчивого управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря на рубеже XXI века (2000-2002 гг.).

Создана и развивается региональная информационная система по управлению водными и земельными ресурсами, ведется ее информационное накопление, а также развитие соответственно национальных баз данных по водно-земельным ресурсам, окружающей среде с реализацией в интернете.

Создана библиографическая база данных по управлению бассейном Аральского моря.

Большое внимание уделяется также вопросу повышения квалификации. МКВК при спонсорской поддержке Канадского агентства международного развития (CIDA) и участии Центра Brace Университета McGill и колледжа Mount Royal (Канада) организовала Тренинговый центр.

Организованы филиалы ТЦ в Душанбе, Оше и Ургенче.

Немаловажное значение МКВК уделяется информационно-издательской деятельности. Налажены периодические издания: Бюллетени МКВК, Реферативные обзоры, Информационные сборники, Сборники научных обзоров, Юридические сборники, Бюллетени МФСА.

Кроме того, подготавливаются и издаются материалы к различным семинарам, симпозиумам, конференциям.

Подразделения МКВК вошли в состав международной сети IPTRID (Международная программа технологии исследований в области ирригации и дренажа). Получаемая информация обрабатывается и распространяется в виде информационного сборника в странах Центральной Азии.

Site map Ïî-ðóññêè

Interstate Commission for Water Coordination of Central Asia

Daily activity

Transboundary water resources of two main rivers, Amudarya and Syrdarya, in the center of which the Aral Sea remains are situated, are the main subject of direct management and joint development in the Aral Sea basin that should be implemented by ICWC and its executive bodies.

ICWC, as the body of five states, fulfils functions of water resources management and development and maintenance of sustainable natural and hydro ecological processes on water resources directly through two BWOs “Amudarya” and “Syrdarya”. Owing to their efforts during decade, non-conflict allocation of joint water resources and serviceability of all canal beds, structures, paths are ensured as well as all issues, related to effective water resources use in five states and water supply to the Aral Sea and its coastal zone, are solved. It is known that “Plan of concrete actions on improvement of situation in the Aral Sea basin” and “Main provisions of the Aral Sea coastal zone conservation concept”, worked out by ICWC, were approved on January 11, 1994 by the Heads of state; afterwards the Commission prepared “Main provisions of water strategy of the region and five countries” and submitted it to consideration of the governments in 1996.

Taking into account scarcity of water resources in the region, water-saving is not less important component of the Commission work.

In 1960, total water intake in the Aral Sea basin was 60 610 million m3, but by 1990 it increased to 116 271 million m3, or by 1.8 times. For the same period, the population on the indicated territory rose up by 2.7 times, irrigated areas increased by 1.7 times, agricultural production by 3 times, gross national product almost by 6 times. After the Soviet Union collapse in 1991, total water use in the region started to decrease that was caused by general economic degradation.

After 1992, as a result of concerted water conservation policy, accepted by ICWC, the reduction of total water intake had become target tendency. In 2000 total water intake was 104 955 million m3 that is 11.4 km3 less than in 1990.

At the same time, undoubtedly, water intake reduction in the basin was resulted mainly by gross output volume diminution in most countries of the region, as well as cereal crops increase along with rice and cotton cutting down.

To develop this activity, ICWC initiated several programs for water use effectiveness enhancement. These are WUFMAS Project of the European Union (1996-1999), “The Aral Sea basin water resources and environment management” (contest on water saving - GEF - A-2, 1999-2000), “Best practices in water use” (IWMI, 2001). Supported by Swiss International Development and Cooperation Agency (SDC), the new ICWC/IWMI initiative - “Integrated Water Resources Management in Fergana Valley” Project (2002-2005), developing the transfer to hydrographic method of water resources management within Fergana Valley - is of a great importance in joint solution of the above issue.

Hydrological forecast reliability is of great importance in basin water resources management. So, the issue of strengthening interaction between water bodies and hydro meteorological services on Syrdarya and Amudarya flow amplification and hydrometeorological forecast reliability advancement was put at the 28th ICWC meeting. Measures to renew systematic observations on meteorological stations on Fedchenko and Abramov glaciers, to realize annual two-time test flight for definition of snow supplies in flow formation zone, and also to restore meteorological stations and hydro posts in the Aral Sea basin are planned.

No less attention is drawn to the issue of water-resources systems automation.

In the light of realizing the Program 7 “Water resources management and control in Amudarya and Syrdarya and Syrdaya river basin”, Canadian company UMA Engineering LTD jointly with BWO “Syrdarya” and SIC ICWC and with the support of Canadian International Development Agency (CIDA) designed, installed and commissioned in 1999 an automated system of monitoring and control over headwork of “Dustlik” canal, which supplies water to 220.0 ha of irrigated lands in Kazakhstan and Uzbekistan.

Installation of analogous automated system of Kyrgyz firm "Sigma" on Upper Chirchik hydrounit with financial support of USAID has been completed. Similar works on “Pakhtaabad” canal with the assistance of USAID.

Preparation for comparative tests of these systems on "Dustlik" canal (“SCADA”, Canada), South Golodnostepskiy Canal and Upper Chirchik hydrounit (“Sigma", Kyrgyzstan) are in progress.

“Sigma” system launch and adjustment works on Uchkurgan hydrounit are being done with the assistance of SDC.

Regular work on ICWC and its executive bodies activities advancement is carried out.

For the purpose of preparing and working out proposals in this field, thematic groups on legal, organizational, financial, economic and technical issues and training were formed by decision of the 30th ICWC meeting. The groups have recommendatory and advisory status and are trusted to give concrete proposals and recommendations for enhancing effectiveness of transboundary water resources and adequate water objects use, to work out proposals on unifying water legislation of the region's states, to take measures on operation, to prevent and eliminate emergency conditions in transboundary objects.

The tasks of groups also include reduction of flow losses along Amudarya stem stream, refining of flow forecasts in a real time, hydrometric account improvement, development of financial and economic activities modeling and so on.

ICWC confirmed the plan for development of works on interstate agreements and the schedule of their implementation. After efforts of conciliatory commissions, consisted of Central Asian states representatives, Draft Agreement “On formation and functioning of national and basin databases on the Aral Sea basin transboundary water resources integrated use and conservation” was prepared, signed by ICWC members and submitted to IFAS.

Work plan of the group on legal issues includes revision and preparation for submission a whole package of agreements on seven directions, among which continuation of works on revision of interstate agreements “On the main principles of Syrdarya River basin transboundary water resources joint and rational use” and “On transboundary water resources conservation, rules on control of their quality and guaranteeing environmental sustainability in the region” is of primary importance.

The Aral Sea basin is now the region, to which the international community draws heightened attention, and which is field of international cooperation in solving the Aral Sea crisis that affected through its sequels more than 35 million people, living on the territory of five Central Asian states.

Large-scale irrigation of huge desert land areas in terms of scarce water resources led to the Aral Sea level fall and its productivity loss. Hundreds of giant hydraulic structures and irrigation of 7.5 million ha turned into climatic, sanitary and socio-economic situation worsening and desertification of more than 1.4 million ha lands in the Aral Sea coastal zone.

Significant increase of population, need for food and job provision resulted in intensive irrigation, which in turn led to above-mentioned phenomena. So, the Aral Sea and its basin program have become not only Central Asian problem, but also global one, and ways of solving the Aral crisis will notably influence the international community to recognize importance of concerted and integrated efforts on eliminating the consequences of the 20th century's biggest environmental disasters.

Just because of that the world-wide interest in ICWC experience is intense enough as well as willing to help to solve the Aral Sea problems on behalf of whole international community.

ICWC from the beginning of its activity organized close cooperation with UNESCO, World Bank, UNDP, UNEP and other international organizations that allowed to jointly work out and present "Program of concrete actions on improving ecological and socio-economic situation in the Aral Sea basin", to which significant funds were allocated yet in the first stage, on behalf of five Central Asian states at donors meeting in Paris, 1994.

ICWC founder countries actively take part in work of International Commission on Irrigation and Drainage (ICID), of which they are juridical members. Special Working Group on the Aral Sea basin has been organized within ICID.

ICWC representatives participated in ICID congresses in the Hague, 1993 (Giniyatullin, Dukhovny), in Cairo, 1996 (Sarsembekov, Bekbolotov, Ashurov, Deryakuliyev, Djalalov, Dukhovny), in Spain, 1999 (Sarsembekov, Altiyev, Djalalov, Dukhovny), in the 47th ICID Conference, Oxford, 1996, in the 49th Conference of ICID International Executive Committee, Indonesia, 1998, in the 50th Conference in Granada, Spain, 1999, Bonn Conference on Fresh Water, Germany, 2001.

To enrich decision makers — water sector leaders — with progressive methods it is important that they take part in study tours on water management activity in the leading countries of the world.

ICWC close cooperation with UNESCO, FAO, World Bank, IPTRID, UNDP, European Union, GWP, World Water Council, UN Economic Commission for Europe, NATO and others is going on.

Regular relations with the Embassies of the Great Britain, Netherlands, Germany, Israel, India, Indonesia, China, Russia, USA, France and international organizations, accredited in the region are kept.

Specialists of ICWC scientific and design organizations participate in carrying out a number of international programs and projects.

SIC on behalf of ICWC is registered in the Forum Organizing Committee as a coordinator of regional virtual forum, attached to the 3rd World Water Forum. Special Program on development of partnership and integration in Central Asia has been worked out.

ICWC is mainly focused on water sciences development.

Scientific branches under SIC ICWC coordination carry out scientific researches on interstate scientific programs:

- Working out main components of ICWC policy on rational water use and water resources conservation in the Aral Sea basin (1998-1999);

- Problems of sustainable water resources management in the Aral Sea basin for the 21st century (2000-2002 ).

Regional information system on water and land resources management has been created and developing, its information collection is held, as well as adequate national databases on water and land resources and the environment are improved and realized through Internet.

Bibliographic database on the Aral Sea basin management has been created.

Great attention is drawn also to issue of professional skill development. ICWC with the assistance of Canadian International Development Agency (CIDA) and participation of Brace Center at McGill University and Mount Royal College (Canada) formed ICWC Training Center (TC).

TC branches are established in Dushanbe, Osh and Urgench with the support of international organizations.

ICWC draws not less attention to information-publishing activity. It publishes such periodicals as ICWC Bulletins, Abstract reviews, Information collections, Scientific review collections, Juridical collections, IFAS Bulletins.

Furthermore, materials on various seminars, symposiums and conferences are prepared and issued.

ICWC branches entered the IPTRID international network. Received information is processed and disseminated as information collection among Central Asian Countries.