Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Главная МФСА О Комиссии Исполнительные органы Заседания Ресурсы Контакты

Бассейновая водохозяйственная организация «Сырдарья»

Бассейновое водохозяйственное объединение «Сырдарья» является исполнительным и межведомственным контрольным органом МКВК и осуществляет подачу установленных лимитов водных ресурсов в бассейне реки Сырдарья с целью обеспечения водой народного хозяйства и населения заинтересованных государств.

Краткая характеристика бассейна

Современный водохозяйственный комплекс бассейна реки Сырдарьи обеспечивает рациональное использование всех водных ресурсов и представлен многочисленными гидротехническими сооружениями на Сырдарье и ее притоках, обеспечивающими транспортировку воды, трансформацию стока в водохранилищах, подачу воды водопотребителям, выработку электроэнергии, учет и контроль качества используемой воды.

На территории бассейна Сырдарьи расположены: Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Длина Сырдарьи от места слияния рек Нарын и Карадарья до Аральского моря составляет 2337 км, а вместе с рекой Нарын — 2790 км, площадь бассейна — 150 100 км2.



Средний многолетний сток бассейна Сырдарьи равен 40,8 км3/год, в том числе до Чардаринского водохранилища — 38 км3/год. На реке Сырдарье и ее притоках расположены пять основных водохранилищ:

• Токтогульское водохранилище: общий объем 19,5 км3, в том числе полезная емкость 14 км3.

• Андижанское водохранилище: общий объем 1,9 км3, в том числе 1,75 км3 полезной емкости.

• водохранилище Бахри Точик (бывш. Кайраккумское): общий объем 4,03 км3, в том числе 2,55 км3 полезной емкости.

• Чарвакское водохранилище: общий объем 2,05 км3, в том числе 1,6 км3 полезной емкости.

• Чардаринское водохранилище: общий объем 5,4 км3, в том числе 4,4 км3 полезной емкости.


Токтогульское водохранилище и ГЭС

Чарвакское водохранилище и ГЭС

Андижанское водохранилище и ГЭС

Чардаринское водохранилище и ГЭС

Водохранилище Бахри Точик и Кайраккумская ГЭС


Общее водопотребление республик из ствола рек Нарын и Сырдарья в среднем за последние годы составляет 25,27 км3/год с учетом лимитированного ограничения, включая подачу воды в Аральское море и русловые потери ниже Чардаринского водохранилища на территории Республики Казахстан.

В современных условиях водозабор республик Центральной Азии непосредственно из реки Сырдарья в процентном отношении составляет:

• Республика Казахстан - 41,5 % (вместе с подачей воды в Аральское море);

• Кыргызская Республика - 0,82 %;

• Республика Таджикистан - 7,44 %;

• Республика Узбекистан - 50,24 %.

Карта бассейна р. Сырдарьи на основе спутниковых снимков

Карта бассейна р. Карадарьи на основе спутниковых снимков

Карта бассейна р. Чирчик на основе спутниковых снимков

Карта бассейна р. Нарын на основе спутниковых снимков

Условия и предпосылки создания

В 1980 году после ряда маловодных лет у республик бассейна Аральского моря возникли серьезные осложнения в части управления водными ресурсами. В целях снятия конфликтных ситуаций и улучшения межгосударственного вододеления в условиях острого маловодья бывшее Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР создало два бассейновых водохозяйственных объединения — БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья». Наличие квалифицированных специалистов и непосредственная связь с Минводхозами республик позволили в короткий срок улучшить управление водными ресурсами, навести порядок в вододелении, лимитировании объемов забираемой воды и учете речных вод. (Приказ ММиВХ СССР о создании Сырдарьинского бассейнового управления по межреспубликанскому распределению водных ресурсов)

После распада СССР в целях эффективного управления водными ресурсами министры водного хозяйства пять республик Центральной Азии в результате переговоров, встреч и обсуждений подписали 18 февраля 1992 года Соглашение между Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Туркменистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» о создании единого водохозяйственного органа — Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), исполнительными органами которой и являются Бассейновые водохозяйственные объединения — БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья».

Управление водными ресурсами

БВО «Сырдарья» ответственно за управление трансграничными водными ресурсами и межгосударственное вододеление от Токтогульского водохранилища до границы Республики Казахстан (до Чардаринского водохранилища).

БВО «Сырдарья» осуществляет:

• подготовку и реализацию решений МКВК по управлению водными ресурсами;

• эксплуатацию гидроузлов и водозаборных сооружений;

• распределение водных ресурсов и подачу их по магистральным каналам;

• мероприятия по улучшению экологической обстановки и контролю качества используемых водных ресурсов;

• контроль (совместно с гидрометслужбами центрально-азиатских государств) режима стока рек Нарын, Карадарья, Чирчик и Сырдарья от Учкурганской и Андижанской ГЭС до Шардаринского водохранилища;

• оперативно-диспетчерское управление водными и водно-энергетическими (совместно с КДЦ «Энергия») ресурсами бассейна реки Сырдарья;

• оперативный контроль соблюдения лимитов водозаборов.

Кроме того, БВО «Сырдарья» контролирует качество сырдарьинской воды на реках Сырдарья, Карадарья, Нарын, Чирчик и в Чарвакском водохранилище.

В распоряжении БВО находятся головные водозаборные гидротехнические сооружения на реке Сырдарья и ее основных притоках: Учкурганский гидроузел на реке Нарын пропускной способностью 3000 мЗ/с, Куйганьярский гидроузел на реке Карадарья пропускной способностью 1400 мЗ/с, Верхнечирчикский гидроузел на реке Чирчик пропускной способностью 1800 мЗ/с и другие, а также каналы, имеющие межгосударственное значение (прежде всего, канал «Дустлик» и головной участок Большого Ферганского канала).

В ведении БВО имеются 198 гидротехнических сооружений, из них 21 расположено непосредственно на основных руслах Нарына, Сырдарьи, Карадарьи и Чирчика. Сооружения имеют пропускную способность в пределах от 20 до 3000 мЗ/с, расходы сооружений на каналах «Дустлик», БФК, ЮГК достигают 350 м3/с.

Основным водопотребителем в бассейне является орошаемое земледелие, площадь которого составляет 3,38 млн. га. Непосредственно из реки орошается 1,73 млн. га. Кроме того, обеспечивается подача воды на промышленные, хозяйственные, экологические, природоохранные нужды и в Аральское море. Учет водозаборов из рек и подведомственных каналов осуществляется по 445 пунктам, включая 21 головной водозабор, З6 стационарных насосных станций и 172 временные насосные установки. Учет поверхностных вод непосредственно на реках выполняется преимущественно гидрометслужбами, а на водозаборных сооружениях - БВО «Сырдарья» и органами водного хозяйства сопредельных государств.

Водохозяйственный комплекс, управляемый БВО «Сырдарья», работает как в условиях пропуска нормальных, гарантированных расходов воды, так и в экстремальных условиях: при чрезвычайном маловодье и при необходимости безаварийного пропуска высоких паводков в исключительно многоводные годы.

Для обеспечения этих режимов учитывается сток рек, планируемое (лимитируемое) водопотребление, а также запасы воды, имеющиеся в этот период в водохранилищах.

В условиях многолетнего регулирования стока, согласно проекту Нарын-Сырдарьинского каскада, водохранилища срабатываются в течение ряда лет в зависимости от наличия водных ресурсов, потребностей в воде и возможных изменений режима работы Нарын- Сырдарьинского водного тракта. Поэтому в таких случаях диспетчерское управление водными ресурсами осуществляется по году для поддержания гарантированного режима работы каскада водохранилищ. Пропуск паводков редкой повторяемости по реке Сырдарье производится за счет срезки пиков паводков с использованием ёмкости форсировки, составляющей 0,8 кмЗ в Токгогульском, 0,8 кмЗ в Бахри Точик, 0,8 кмЗ в Шардаринском водохранилищах. В первую очередь пропускаются нерегулируемые расходы реки Карадарья, рек Ферганской долины и вынужденные попуски Токтогульского водохранилища. Проектом предусматривалось, что Токтогульское водохранилище должно осуществлять компенсирующее регулирование, то есть производить дополнительные попуски воды в случае ее нехватки по стволу Сырдарьи для орошения в условиях маловодья. При компенсирующем регулировании учитывается пропускная способность речных гидроузлов и самого русла реки на различных участках. Водохранилище Бахри Точик трансформирует паводок и выравнивает попуски воды из него с учетом пропускной способности русла реки Сырдарья. Шардаринское водохранилище регулирует попуски воды из водохранилища Бахри Точик и паводковые расходы рек, впадающих в Сырдарью на участке Бахри Точик - Шардара. Такая система работы водохозяйственного комплекса гарантирует надежную и безаварийную эксплуатацию гидроузлов на реках, водозаборных сооружений и магистральных каналов.

С учетом прогноза водности рек в межвегетационный и вегетационный периоды и запасов воды в водохранилищах Нарын-Сырдарьинского каскада БВО «Сырдарья» разрабатывает и представляет на утверждение МКВК режим работы каскада водохранилищ и лимиты водозаборов республик. Утвержденные лимиты являются основанием для реализации межгосударственного вододеления по каналам и насосным станциям. В зависимости от реально сложившейся водохозяйственной обстановки лимиты водозаборов могут корректироваться. Если величина корректировки превышает 10 % от общего объема, то лимиты переутверждаются на заседании МКВК.

Утвержденные лимиты забора воды по республикам, каналам и насосным станциям с подекадным распределением по каждому месяцу доводятся для исполнения до территориальных управлений БВО «Сырдарья», участков, гидроузлов и водозаборных сооружений. Учет воды на реках Нарын, Сырдарья, Карадарья, Чирчик и по другим малым рекам осуществляется с помощью опорных гидрометрических постов гидрометслужб соответствующих республик. На магистральных каналах, забирающих речную воду, водоучет ведется по головным гидропостам, обслуживаемым БВО «Сырдарья», в том числе и на магистральных каналах «Дустлик» и БФК. Оперативное управление водными ресурсами выполняется руководством БВО из центральной диспетчерской с выходом на территориальные управления и управления гидроузлов.

Систематический учет поверхностных водных ресурсов в бассейне реки Сырдарья осуществляется с помощью речных гидропостов, находящихся в ведении Гидрометслужб республик Центральной Азии, а на водозаборных сооружениях – гидропостами БВ0 «Сырдарья».

Ниже Чардаринского водохранилища аналогичные работы осуществляет «Арало-Сырдарьинская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов Комитета водного хозяйства Министерства водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан».



Линейная схема р. Сырударьи: возможный сценарий и риски

Структура БВО «Сырдарья»

Структура БВО «Сырдарья» включает три уровня: центральное управление в г. Ташкенте, территориальные управления, пункты контроля и управления на местах.

Первый уровень: Центральный аппарат БВО «Сырдарья», базирующийся в г.Ташкенте, осуществляет управление через территориальные подразделения в соответствии с режимом работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ и лимитами водозаборов, утверждаемыми МКВК для межвегетационного и вегетационного периодов каждого водохозяйственного года.

Второй уровень: Территориальные управления регулируют водоподачу в соответствии с плановыми заданиями на головных сооружениях каналов.

Центральное управление формирует информацию о наличии водных ресурсов и ведет расчеты потребности в них, планирует распределение воды между четырьмя государствами, ее поступление в Аральское море и Приаралье, в том числе по каждому водозабору из Сырдарьи и межгосударственным каналам, планирует работу Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ, ведет сбор информации о качестве речной воды. Оперативное управление водными ресурсами выполняется руководством объединения через центральную диспетчерскую с выходом на территориальные управления и гидроузлы.

В состав территориальных управлений БВО «Сырдарья» входят:

• Нарын-Карадарьинское управление гидроузлов, место расположения — г. Куйганьяр Андижанской области;

• Гулистанское управление гидроузлов и канала "Дустлик" — в г. Гулистане Сырдарьинской области;

• Верхнечирчикское управление гидроузлов — в г. Чирчике Ташкентской области;

• Управление эксплуатации Чарвакского водохранилища — в г. Чарваке.

Территориальные подразделения управляют сооружениями, контролируют соблюдение лимитов водо-заборов, осуществляют эксплуатацию и содержание водохозяйственной инфраструктуры, а также контролируют качество речной воды и соблюдение эко-логических требований. Территориальные управления ответственны за управление водными ресурсами по участкам реки Сырдарья и ее притокам – Нарыну, Карадарье и Чирчику.

Третий уровень структуры управления – пункты контроля и управления, в состав которых входят головные водозаборные сооружения, плотины, насосные станции, гидропосты.

Нарын-Карадарьинское управление имеет 4 эксплуатационных отделения и охватывает водохозяйственный комплекс бассейна реки Нарын от Учкурганской ГЭС до слияния с рекой Сырдарья, бассейна реки Карадарья от Андижанского водохранилища до слияния с рекой Сырдарья и бассейна реки Сырдарья от слияния рек Нарын и Карадарья до гидропоста Акджар.

Гулистанское управление (бывш. Голодностепское управление гидроузлов и канала Дустлик) состоит из 6 отделений и несет ответственность за водохозяйственный комплекс на участке бассейна реки Сырдарья от гидропоста Акджар до Чардаринской плотины, а также канал Дустлик и головной участок Южного Голодностепского канала. Кроме того, оно контролирует распределение водных ресурсов между республиками Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан по реке Исфара.

Верхнечирчикское управление имеет 3 гидроучастка, выполняет водораспределение между Узбекистаном и Казахстаном и контролирует участок бассейна реки Чирчик от Чарвакского водохранилища до слияния с рекой Сырдарья и деривационный канал Бозсу.

Управление Чарвакского водохранилища включает 4 опорных пункта и выполняет работы по контролю качества воды, защите воды и чаши водохранилища с прилегающей водоохранной зоной от загрязнения и поддержанию ее в надлежащем санитарном состоянии.