NATO logo
ICWC logo McGill University logo English

Отчет о семинаре

С ключевыми докладами от лица международных участников семинара выступили:

  • Роберт Бейкер, представитель Университета МакГилл, Монреаль, Канада;
  • Лу Брефор, представитель региональной миссии Всемирного Банка;
  • Сергей Виноградов, профессор Центра ЮНЕСКО по водному праву, политике и науке при Университете Данди, Шотландия;
  • Джон Ламерс, представитель Боннского Университета, Германия;
  • Амар Шанкар, представитель Канадского центра международных исследований и связей;
  • Мишель Дженовезе, представитель Европейского агентства международного сотрудничества, руководитель Директората международной кооперации исследователей;
  • Сергей Беднарук, представитель Федерального агентства водных ресурсов России.

Семинар был открыт приветственными выступлениями члена МКВК от Республики Узбекистан, заместителя Министра сельского и водного хозяйства, начальника Главного управления водного хозяйства Ш.Р. Хамраева и содиректоров семинара Р. Бейкера и В.А. Духовного.

После представления ключевых докладчиков и участников семинара с презентацией на тему «Водная безопасность в регионе и мире: концептуальные подходы и будущие перспективные сценарии» выступил проф. В.А. Духовный.

В своем докладе он показал значимость воды, за счет которой в регионе обеспечивается занятость 34% населения, производится 38% электроэнергии, формируется 23% национального дохода. При этом для региона характерен целый ряд дестабилизирующих факторов как внешних, так и внутренних. К внешним относятся:

  • рост населения и увеличение экологических требований;
  • снижение мировых цен на сельскохозяйственную продукцию и изменение состава сельскохозяйственных культур;
  • учащение экстремальных лет по водности, связанных с изменением климата;
  • нарушения режимов рек и работы водохранилищ.

В числе внутренних:

  • снижение точности прогнозов водности и учета воды;
  • старение водной инфраструктуры, снижающее управляемость и увеличивающее непродуктивные потери воды;
  • недостаточное финансирование в реконструкцию и эксплуатацию, а отсюда потеря кадров;
  • увеличение числа водопользователей и недостаточное внимание водосбережению.

Для решения этих проблем предлагается ускорить разработку региональной водной стратегии с учетом параметров роста водного дефицита и необходимых уровней водосбережения и достижения потенциальной продуктивности земель, в увязке с согласованными экологическими требованиями и внедрением ИУВР. Продолжить работы над национальными программами эффективного использования водных ресурсов и усилением организационно-правовой основы регионального сотрудничества в строгом соответствии с нормами международного водного права. Для этого развивая ранее достигнутые соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников» - февраль 1992 г.; «О совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона», - март 1993 г; «Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи» - март 1998 г., а также решение Глав государств Центральной Азии по программе конкретных действий по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря – январь 1994 г. МКВК при поддержке АБР в рамках проекта RETA 6163 работает над рядом новых соглашений: «Об информационном обмене»; «Об усилении статуса МКВК»; «Об использовании водных и энергетических ресурсов реки Сырдарьи»; и нормативно-правового документа «Процедуры и правила управления речным бассейном». Наряду с этим необходимо развивать и финансовые основы регионального сотрудничества на трансграничных реках путем распределения затрат:

  • по совместному управлению водными ресурсами; 9:51 15.04.2008
  • по созданию экономического механизма учета доходов и ущербов от использования водных ресурсов;
  • по созданию водно-энергетического консорциума, как экономического инструмента управления финансовыми и топливно-энергетическими потоками;
  • по введению платы за загрязнение и ухудшение качества водных ресурсов.

В качестве зарубежного содиректора семинара с докладом на тему «Проблемы водной и продовольственной безопасности в мире» выступил Р. Бейкер. Он продемонстрировал, что в мире из общей площади орошаемых земель около 280 миллионов гектаров 70% приходится на Азию, 15% - на Америку, 9% - на Европу и 5% - на Африку. Развитие орошения в мире привело за последние сорок лет к увеличению производства продуктов питания вдвое, доказав возможность преодоления голода даже в таких гигантских по масштабам и плотности населения странах как Индия и Китай. При этом 92% производимых в мире зерновых потребляется на местах их выращивания и только 8% экспортируется. Такое развитие привело к тому, что за последние сто лет потребление воды в мире увеличилось почти в шесть раз и вместе с тем не имеют доступа к чистой питьевой воде 1,2 миллиарда людей, не обеспечены санитарно гигиеническими условиями около 3 миллиардов человек, канализацией - 4 миллиарда человек. Уровень благосостояния таков, что один миллиард людей имеет доход в 1 доллар в день, три миллиарда людей в 2 доллара в день и около 850 миллионов людей все еще постоянно голодают. Будущее водоснабжение в мире будет также осложняться ростом численности населения и развитием экономики, увеличением загрязнения и сокращением количества пригодной воды. Кроме того, уменьшению количества пресной воды будет способствовать изменение климата, в результате которого за последний век температура приземной атмосферы увеличилась на 0,9 градусов, а уровень мирового океана поднялся на 0,17 метров. В этих условиях для выживания человечества и сохранения природы необходимо стремиться к всемерному повышению продуктивности водно-земельных ресурсов и водосбережению, переходу на ИУВР на уровне стран и речных бассейнов, развитию регионального сотрудничества на трансграничных водотоках. В качестве положительного опыта приводились примеры управления водными ресурсами в Канаде, уроки регионального сотрудничества на примеры работы комиссии США-Канада по реке Колорадо, по реке Нил с участием десяти африканских стран, пять из которых входят в десятку беднейших стран мира.

Большой интерес у участников семинара вызвали ключевые доклады членов МКВК, руководителей делегаций от Республики Казахстан (А.Д.Рябцев), Кыргызской Республики (Б.Т.Кошматов), Республики Таджикистан (С. Якубзод), Туркменистана (К.Х.Аталыев) и Республики Узбекистан (Ш.Р.Хамраев).

Доклад А. Д. Рябцева был посвящен теме «Угрозы водной безопасности в Республике Казахстан в трансграничном контексте и возможные пути их устранения». Большая часть территории Казахстана относится к пустынным и полупустынным засушливым регионам, где водообеспечение является крайне острой проблемой не только для ведения хозяйственной деятельности, но и для потребления населением. Особую остроту проблема устойчивого водообеспечения в Казахстане и его водная безопасность приобретает в связи с тем, что наиболее значимые источники поверхностных вод находятся на территории соседних государств - России, Китая, стран Центральной Азии. По трансграничным рекам Уралу, Черному Иртышу, Или, Чу, Талас, Сырдарье и некоторым другим на территорию Казахстана в общей сложности в средне многоводный год поступает около 44 км3 воды при общем объеме располагаемых водных ресурсов страны 100,5 км3. Развитие экономики в этих странах ведет к сокращению поступления части стока водных ресурсов на территорию Казахстана. Эта проблема имеет межгосударственный характер и нуждается в проработке соответствующего нормативно-правового механизма с учетом опыта других стран, например европейских, по использованию водных ресурсов Дуная и ряда других.

Отношения между Центрально-Азиатскими странами по совместному использованию и охране водных ресурсов трансграничных рек регулируется несколькими основными соглашениями, правомочность которых признана Главами Центрально-Азиатских государств в ряде документов, в том числе в Нукусской декларации государств Центральной Азии и международных организаций по проблеме устойчивого развития бассейна Аральского моря от 20 сентября 1995 года. Все они должны приниматься к неуклонному исполнению.

Все эти шаги, предпринимаемые для сохранения водной безопасности путем укрепления регионального сотрудничества стран, не будут работать в полной мере, если не вести планомерную и целенаправленную работу по повсеместному внедрению ресурсосберегающих и водосберегающих технологий, повторного и оборотного использования воды в промышленности, новых более рациональных технологий полива сельхозкультур, широко информировать население о необходимости бережного отношения к воде, как бесценному и универсальному природному ресурсу. Вся это нашло отражение в Национальном плане интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения Казахстана, который начал разрабатываться с 2004 года. В плане ИУВР подробно описаны возможные пути своевременного улучшения состояния водных ресурсов и усиления организационных возможностей для эффективного управления изменяющимся водопользованием. При реализации плана ИУВР учитывается постепенное снижение водных ресурсов страны за счет уменьшения поступления водных ресурсов с территории сопредельных государств. Поэтому реализация плана должна проводиться как за счет рационального использования и охраны водных ресурсов внутри страны, так и налаживания водных отношений с соседними государствами.

В докладе Б.Т. Кошматова на тему «Результаты ИУВР в южном Кыргызстане в контексте повышения продуктивности воды» показано, что ориентация на потенциальную продуктивность воды может позволить странам региона увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции почти что вдвое при снижении затрат воды на 10%. В качестве примера приводятся данные из проекта WUFMAS, полученные в результате мониторинга факторов формирования урожая сельскохозяйственных культур на 220 контрольных полях, в условиях, наиболее типичных для всего Центрально-Азиатского региона. Согласно этим данным, годовые потери оросительной воды для уровня «водовыдел на поле - корнеобитаемая зона хлопчатника» составляют в среднем по региону 51%. Опыт стран, получающих в сходных природно-климатических условиях до 4 тонн хлопка-сырца с гектара при удельных затратах воды не более 5 тыс. м3 на гектар, свидетельствует об огромных потенциальных возможностях водосбережения. Исходя из этого главными предложениями для повышения продуктивности воды и водосбережения в регионе являются:

  • введение платы за воду в орошаемом земледелии через установление поощрительных ступенчатых тарифов, а также штрафных санкций за кубометр воды, использованной сверх установленных нормативов и т.д.;
  • разработка единых методических подходов к жесткому нормированию водопотребления, на основе уточненных норм, рассчитанных в основном на удовлетворение минимальных биологических потребностей растений;
  • создание системы пионерных проектов водосбережения, как первоочередных объектов показательного водопользования;
  • введение водооборотов и других организационных мер, направленных на борьбу с потерями воды в поле и ее непроизводственными затратами (короткие борозды, полив сосредоточенной струей через борозду, тщательное поддержание планировки полей и т.д.;
  • внедрение совершенной техники и технологии поливов;
  • устройство противофильтрационных покрытий на каналах;
  • комплексная и частичная реконструкция (модернизация) оросительных систем.

В докладе С. Якубзода на тему «Продовольственная безопасность и повышение эффективности использования водных ресурсов» приводится анализ роста населения в странах региона и прогноз на 2050 год, в соответствии с которым наибольший прирост в 57,6% ожидается в Таджикистане. По другим странам он составит: 43,3% по Узбекистану, 38,8% по Туркменистану, 26,4% по Кыргызстану и общая численность населения в регионе (без Афганистана) составит 75,7 млн. человек против нынешних 59 млн. человек. Исходя из этого, для обеспечения продовольственной безопасности предлагается:

  • эффективная стратегия развития сельскохозяйственного производства и структура размещения сельскохозяйственных культур, направленная на приоритетное обеспечение населения продовольствием;
  • систематическое повышение продуктивности водно-земельных ресурсов путем внедрения интенсивных технологий производства сельхозпродукции;
  • создание системы налогово-правовых стимулов, подталкивающих к использованию высокопродуктивных и водосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных культур;
  • систематическое расширение площади орошаемых земель соответственно росту численности населения.

Для повышения продуктивности воды предстоит разработать долгосрочную программу повышения эффективности использования водных и земельных ресурсов, включающую решение следующих задач в области управления водными ресурсами:

  • полный переход на бассейновый принцип управления и создание бассейновых органов с управлениями каналами с широким привлечением всех водопользователей в управление водными ресурсами;
  • реконструкцию, восстановлению и модернизацию оросительной и дренажной системы на межхозяйственном и внутрихозяйственном уровнях с целью повышения коэффициента полезного действия системы и совершенствования управления;
  • завершение процесса организации Ассоциаций водопользователей на базе приватизированных хозяйств и на внутрихозяйственном уровне;
  • совершенствование структуры и методов управления водными ресурсами на всех уровнях;
  • введение дифференцированного тарифа оплаты услуг водоподачи, совершенствование экономического механизма управления водными ресурсами;
  • создание соответствующих условий для организации производства и внедрения водосберегающих технологий полива, позволяющих вместе с поливной водой подавать питательные элементы и значительно повышать урожайность сельскохозяйственных культур;
  • внедрение усовершенствованных технологий поливов с применением традиционных способов полива по бороздам, позволяющих уменьшить поверхностные и глубинные сбросы воды на уровне поля;
  • организацию постоянно действующей системы повышения квалификации гидротехников и обучения поливальщиков;
  • разработка и внедрение системы материального и морального стимулирования за экономию воды на всех уровнях иерархии управления водными ресурсами;
  • разработку региональной и национальных стратегий развития водного хозяйства во взаимоувязке с развитием сельскохозяйственного производства.

В области сельскохозяйственного производства:

  • разработка и законодательная поддержка внедрения экономической модели сбалансированного и устойчивого оборота капитала в орошаемом земледелии хозяйств с учетом насколько возможно, всех многочисленных факторов;
  • создание принудительной системы обязательного отчисления определенной части доходов хозяйств, на цели содержания и эксплуатации оросительных и дренажных систем;
  • государственная экономическая поддержка хозяйств, расположенных в зоне машинного орошения, предоставление им льготных кредитов для внедрения водосберегающих технологий поливов;
  • пересмотр структуры размещения сельскохозяйственных культур с предпочтением на высокодоходные сельскохозяйственные культуры и с учетом внутреннего и внешнего рынка, особенно в зоне машинного орошения;
  • создание агросервисных и консалтинговых центров для обслуживания фермеров по:
    • использованию высокопроизводительной сельскохозяйственной техники; маркетингу качественных семян, удобрений и реализацию произведенной продукции;
    • исследованию и разработке рекомендаций по повышению плодородия почв;
    • разработке мероприятий по борьбе с сельхозвредителями, безопасности применения ядохимикатов;
    • внедрению водосберегающих технологий поливов, планировке земель;
    • проведению тренингов по полезным для фермеров вопросам в их деятельности.

К.Х. Аталыев представил доклад Министра водного хозяйства Туркменистана М. Акмаммедова на тему: «Устойчивое управление дренажными водами на траснсграничном уровне» В докладе на основе изучения динамики использования водно-земельных ресурсов в бассейне Аральского моря показывается, что при общем объеме водозабора в размере 106 млрд.м3 в регионе формируется около 30 млрд.м3 коллекторно-дренажных вод из которых 16-17 млрд.м3 сбрасывается в реки, 10-11 млрд.м3 отводится в естественные понижения и 4-5 млрд.м3 повторно используется для орошения. Практика сброса в реки такого количества минерализованных коллекторно-дренажных вод и вместе с ними солей в количестве до 110-120 млн. тонн приводит к ухудшению качества речных вод. В верхних течениях рек минерализация воды увеличилась на 0,2-0,3 г/л, в средних течениях на 0,5-0,7 г/л, а в нижних на 1,0-1,5 г/л.

Повышение минерализации оросительной воды на каждые 0,1 г/л по сравнению с исходным значением наносит ущерб продуктивности от 134 до 147 долларов США на каждый гектар в среднем и нижнем течениях бассейна Амударьи и 70-150 долларов США на каждый гектар в среднем и нижнем течениях бассейна Сырдарьи.

Формирование такого количества коллекторно-дренажного стока в современных условиях в основном связанно с низкой эффективностью используемых способов и техники полива, а также технологий орошения. Поэтому при разработке мероприятий по устойчивому управлению дренажными стоками главные усилия должны быть направлены на водосбережение и повсеместное сокращение непроизводительных потерь оросительной воды и соответственно удельного дренажного стока с орошаемого гектара.

Аналогичным проблемам был посвящен и доклад Ш.Р. Хамраева на тему: «Роль мелиорации земель в социально экономическом прогрессе Узбекистана и меры государственной поддержки водного хозяйства». В Узбекистане при общей площади орошаемых земель около 4,3 млн. га, во избежание засоления и подтопления требуют искусственного дренирования более 3 млн. га, а обеспечено дренажем 2,9 млн. га. Дренажная инфраструктура представлена в основном горизонтальным дренажом общей протяженностью около 138 тыс. км (в том числе открытым межхозяйственным около 31 тыс. км, внутрихозяйственным 68 тыс. км и закрытым 39 тыс. км) и вертикальным дренажом в количестве около 3,5 тыс. скважин на площади 380 тыс. га. Узбекистан является единственной страной региона, где регулярно за счет государства проводятся ремонтно-восстановительные работы на дренажных системах. Несмотря на это, около половины объема существующего дренажа требует проведения ремонтно-восстановительных работ или реконструкции. В связи с этим, учитывая исключительную важность мелиорации земель для повышения продуктивности водно-земельных ресурсов, в 2007 году решением правительства за счет госбюджета создан при Министерстве финансов специальный Мелиоративный фонд республики для финансирования и организации работ по очистке и реконструкции дренажа.

На основе этого положительного опыта следует отметить, что одна из важнейших задач обеспечения социально экономической стабильности, продовольственной обеспеченности и водно-экологической безопасности в регионе состоит в организации работы по сохранению устойчивости мелиоративного фонда путем:

  • привлечения внимания «лиц, принимающих решения» к проблеме дренажа, его поддержания и развития;
  • найти организационные формы сочетания государственного и частного (землеводопользователей) участия в восстановлении, ремонте. Эксплуатации и поддержании дренажа в условиях перехода к рыночной экономике;
  • обучать людей (эксплуатационников и водопользоваиелей) умелому управлению оросительной и дренажной водой, а также мелиоративными режимами земель для эффективного выращивания сельхозкультур при низких затратах воды и применения мало стоимостных методов дренирования;
  • организовать управление коллекторно-дренажным стоком, его размерами и режимом сброса в реки, лимитированием в рамках бассейна и бассейновых организаций.

Опыту работы бассейновых водохозяйственных организаций (БВО) по рекам Амударья и Сырдарья были посвящены доклады Ю.Х. Худайбергенова и М.Х. Хамидова. Эти организации, входящие в состав исполнительных органов МКВК организует оперативное управление попусками из водохранилищ, подачей воды из межгосударственных источников национальным ведомствам, контроль расходов, осуществляет эксплуатацию гидроузлов и водозаборных сооружений, проводят мероприятия по улучшению экологической обстановки и контролю качества используемых водных ресурсов.

Вопросам укрепления потенциала и развития тренинга по внедрению ИУВР в интересах обеспечения социально-экономической стабильности путем повышения продуктивности использования водно-земельных ресурсов в регионе был посвящен доклад директора Тренингового центра МКВК П.Д. Умарова.

С большим интересом на семинаре были заслушаны также ключевые доклады иностранных участников.

Доклад д-ра Л. Брефора был посвящен изучению водно-энергетических связей между пятью странами региона и выработке предложений по их совершенствованию на основе анализа водно-энергетического баланса и создания специального консорциума для управления водными и энергетическими потоками с наибольшей экономической выгодой для всех. На основе изучения международного опыта 260 соглашений по трансграничным водотокам, из которых только в 44 достигнуто взаимосогласованное решение вопросов по разделению прибылей между странами нижнего и верхнего течения рек, даются рекомендации по совершенствованию рамочного соглашения 1998 года по Сырдарье между Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном.

Кроме того, предлагается четырехступенчатая поэтапная схема действий по созданию водно-энергетического консорциума. На первом этапе нужен форум для обсуждения проблем водно-энергетического рынка. На этом этапе должны проводиться научные изыскания по проблемам:

  • водно-энергетического обмена между государствами, гармонизация нормативно-правовых основ этих отношений и подготовка предложений по новым инвестиционным проектам;
  • поиск финансирования для проектов регионального значения;
  • выработка возможных решений на техническом уровне и доведение их до консенсуса.

На втором этапе создается группа национальных экспертов, уполномоченных своими правительствами для подписания межгосударственных соглашений по водно-энергетической торговле. На третьем этапе организовываются международные акционерные объединения, которые управляют находящимися в собственности государств объектами водно-энергетической торговли. В задачу этих АО входит:

  • эксплуатация объектов в соответствии с регионально согласованными правилами;
  • ведение переговоров и осуществление топливных закупок и продаж или передачи электроэнергии;
  • проведение финансовых операций и обслуживание существующих объектов;
  • подготовка ТЭО реконструкции старых и создания новых объектов для рассмотрения владельцев основных фондов.

На четвертом этапе создается международный холдинг, который владеет и управляет основными фондами, связанными с водно-энергетической торговлей. Холдинг принимает решения по региональной инвестиционной политике на основе наименьших затрат и по индивидуальным проектам в заинтересованных странах, выделяет средства и инвестирует в существующие и новые объекты, владеет и управляет новыми объектами.

Доклад проф. С. Виноградова на тему: «Водная безопасность, международные конфликты и международное водное право» был представлен в следующих четырех плоскостях:

  • Глобальная и региональная безопасность;
  • Новое измерение безопасности - водная безопасность;
  • Трансграничные водные ресурсы и международные конфликты;
  • Международное водное право и режим трансграничных вод Центральной Азии.

Значимость этих проблем обусловлена тем, что в мире насчитывается 263 международных бассейна, которые покрывают 50% земной поверхности, охватывая 60% поверхностных водных ресурсов, затрагивая интересы 40% населения земли из 145 стран мира. Некоторые примеры таких речных бассейнов: Дунай – 17 государств, Нил – 10 государств, Конго, Нигер, Рейн, Зимбабве – 9 государств, бассейн Аральского моря - 6 стран.

В этих условиях главным и единственным инструментом урегулирования противоречий и предотвращения конфликтов являются международные соглашения на основе принципов международного водного права:

  • справедливое и разумное использование;
  • обязанность воздерживаться от причинения значительного ущерба;
  • обязанность оповещать о планируемых мерах, способных оказать значительное воздействие;
  • обязанность обмениваться информацией;
  • обязанность мирного разрешения споров.

Таким образом, главная цель соглашений - это создание правовых и институциональных основ водного, энергетического, экологического и экономического сотрудничества на конкретном водотоке; это - обеспечение устойчивого использования водных ресурсов и наконец это - обеспечение экономического развития бассейна и улучшение жизненных условий населения, зависящего от водных ресурсов.

Результаты работ по своим проектам, проводимым в регионе, продемонстрировали представители германского Университета ZEF в Бонне и Канадского центра международных исследований и связей (CECI) в Монреале.

Презентация д-ра Дж. Ламерса была посвящена вопросам повышения продовольственной безопасности в условиях орошаемого земледелия в Хорезмской области Узбекистана. Исследования проводились с одновременным обучением студентов - бакалавров, магистров и аспирантов. Хотя объектами рассмотрения были хлопок, зерновые, овощи и садовые, более детально изучалась пшеница. Исследовались условия ее выращивания на различных по степени засоления землях, при различных режимах и способах ее орошения, обеспечения удобрениями и влияние этих факторов на урожайность и качество производимого зерна.

Презентация д-ра А. Шанкара была посвящена вопросам помощи дехканским хозяйствам Согдийской области Таджикистана в рамках проекта содействия проведению сельскохозяйственных реформ и маркетинга (ФАРМС). Общая деятельность проекта, финансируемого Канадским агентством международного развития в рамках программы наращивания потенциала заключается в создании и усилении Ассоциаций водопользователей (АВП), чтобы фермеры могли оперативно управлять и принимать решения, необходимые для поддержания и улучшения управления водой для орошения в своих хозяйствах. Основная задача программы - развитие потенциала АВП для управления местными системами водоподачи с использованием обоснованных методов и демократических принципов.

Проект также сфокусирован на установлении и усилении такого управления орошением, когда фермер получает воду и платит за нее по объему. С этой целью проект оказывает помощь дехканским хозяйствам в установке водомерных устройств и проводит обучение специалистов по поливу среди членов дехканских хозяйств. Персонал проекта обучает фермеров рациональному использованию воды и внедрению новых технологий управления.

Презентация д-ра М. Дженовезе тему «Международное научное сотрудничество в рамках седьмой Рамочной программы Евросоюза» была посвящена вопросам организации и укрепления партнерства европейской науки с ученными и исследователями так называемых третьих стран, с целью поддержки перспективных работ в следующих десяти направлениях:

  1. Здравоохранение;
  2. Продовольствие, сельское хозяйство и биотехнология;
  3. Информационные системы;
  4. Нанотехнологии и материалы;
  5. Энергетика;
  6. Охрана окружающей среды, включая изменение климата;
  7. Транспорт;
  8. Социально экономические науки;
  9. Космос;
  10. Безопасность.

Участники семинара получили возможность ознакомиться с условиями и формальностями подачи заявок для осуществления совместных с европейскими партерами проектов по вопросам продовольственной и водной безопасности, продуктивности земельно-водных ресурсов и социально-экономической стабильности.

На тему «Опыт управления режимами работы гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ и проблемы обеспечения социально-экономической и экологической стабильности в регионах Поволжья» сделал доклад С.Е. Беднарук, продемонстрировав достижения российских коллег на примере одного из самых засушливых и социально напряженных объектов. Управление здесь осуществляется с помощью специального информационно-аналитического комплекса для моделирования речных бассейнов ЕСОМАG, состоящего из блоков: база данных (рельеф; почвы; растительность; загрязнители; климат и т.д.), базовая ГИС информация (послойная цифровая модель), моделирование, и ГИС анализ результатов моделирования. Схема управления построена так, что оперативная информация, поступающая через Росгидромет, Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) и Бассейновое водохозяйственное управление (БВУ) собирается в базе оперативных данных Информационно-аналитического центра с программным комплексом ЕСОМАG, где осуществляется имитационное моделирование функционирования каскада водохранилищ и выработка предложений по режимам работы. Эти предложения поступают в агентство «Росводресурсы» и обсуждаются в межведомственной оперативной группе, куда входят представители всех заинтересованных сторон (гидроэнергетика, орошение, судоходство, водоснабжение и канализация, рыбное хозяйство, контроль затопления) и затем лицо, принимающее решение дает указание в ЦДУ.

Похожая информационно-советующая система создается на базе Регионального информационного центра НИЦ МКВК, БВО «Сырдарья» и БВО «Амударья» для управления водными ресурсами бассейна Аральского моря.

Наряду с ключевыми докладами были прослушаны презентации других участников из стран бассейна Аральского моря. От Казахстана - Нурушева А.Н. (Исполком МФСА), Кыргызстана - Маматалиева Н.П. (Кыргызский филиал НИЦ МКВК), Таджикистана - Камолитдинова А.К. (Таджикский филиал НИЦ МКВК), Туркменистана - академика Бабаева А.Г. (Институт пустынь), Мухаммедова А. (Минводхоз) и Узбекистана - Махмудова Э.Ж. (Институт водных проблем АН РУз), Камалова Т.К. (Госхозводнадзор РУз), Курбанбаева Е.К. (НПО «Эко-Приаралье»), Буранова У.К. (Агентство ГЭФ МФСА) Нерозина С.А. (НПО САНИИРИ).

Наряду с этими докладами были заслушаны региональные презентации НИЦ МКВК, сделанные его сотрудниками Соколовым В.И., Тучиным А.И. и Сорокиным А.Г., по теории ИУВР и модельным инструментам его реализации на примере речных бассейнов при различных сценариях развития.

Все презентации также способствовали пониманию проблем бассейна Аральского моря и поиска путей их решения в интересах продовольственной обеспеченности, водной, энергетической и экологической безопасности, как с позиций национальных, так и региональных интересов.