NATO logo
ICWC logo McGill University logo English

Выводы и рекомендации

1. Единственно возможным путем выживания стран Центральной Азии в условиях нарастающего дефицита воды является признание доктрины сотрудничества на основе справедливого и разумного использования совместных вод на базе внедрения ИУВР в регионе.

2. Первоочередными направлениями развития водно-энергетического сотрудничества стран Центральной Азии являются решение вопроса об обмене информацией между странами и открытости информации в качестве средства повышения доверия между сопредельными странами.

3. Экономические отношения на трансграничных водах должны базироваться на понимании общей ответственности стран за управление, охрану и использование совместных вод и на создании финансового механизма, который будет способствовать выполнению положений международного водного права.

4. Необходимо активизировать совместную работу отраслевых ведомств стран Центральной Азии между собой и между странами по созданию интегрированных методов управления водными ресурсами, с усилением экологических аспектов в управлении бассейнами трансграничных рек.

5. Следует отметить недостаточные меры по восстановлению и развитию сети Гидрометслужб пяти стран, особенно в части обеспечения устойчивой базы прогноза.

6. Хотя управление водными ресурсами усилиями БВО постоянно совершенствуется, вопросы качества воды в реках остаются вне контроля БВО, что может привести к дальнейшему ухудшению параметров водного хозяйства стран. Исходя из этого, необходимо содействовать улучшению гидрометрических наблюдений на главных трансграничных постах, особенно в части качества вод, усилить мониторинг загрязнения водных источников, определив вклад каждой страны, структуры загрязнения. Сделать эту информацию доступной для всех стран региона.

7. Участники семинара одобрили разработанные НИЦ МКВК комплексы моделей, как инструмент прогнозирования и выбора оптимального сценария развития бассейна Аральского моря в интересах обеспечения социально-экономической стабильности, продовольственной и водной безопасности в Центральной Азии.

8. Необходимо усилить работы по привлечению донорской помощи для активизации деятельности Тренингового Центра МКВК и его филиалов как инструмента укрепления регионального сотрудничества и внедрения ИУВР в регионе с целью повышения продуктивности использования водно-земельных ресурсов

9. Считать целесообразным опубликовать заслушанные презентации в специальном сборнике докладов.

Научный вклад

Главным научным вкладом в работу семинара на тему: «Социально-экономическая стабильность и продуктивность воды: продовольственная и водная безопасность в Центральной Азии» является ознакомление участников семинара с аналитическими подходами НИЦ МКВК и их обсуждение во время презентаций ведущих сотрудников НИЦ МКВК по комплексу моделей управления бассейном Аральского моря (ASBmm).

Этот комплекс разработан для решения перспективных приоритетных задач по управлению водно-энергетическими и земельными ресурсами бассейнов рек Сырдарья и Амударья на региональном и национальных уровнях. Комплекс рассчитан на специалистов водного, сельского хозяйства, природоохранных и государственных организаций, занимающихся перспективным планированием, подготовкой сценариев стратегии развития. С помощью комплекса моделей могут быть даны оценки предлагаемых вариантов решений, проектов с позиций их увязки с возможностями водных, земельных и других природных ресурсов; получены характеристики последствий этих предложений на социальную, экологическую и экономическую среду стран и их сопоставление с индикаторами устойчивого развития.

Для проектов на трансграничных водах модели дают возможность определить влияние мероприятий в одной стране на водообеспеченность, состояние окружающей среды в соседних странах и, в последующем, служить инструментом в согласовании взаимоприемлемых решений.

Комплекс моделей ASBMM представляет набор моделей, направленных на решение задач годового планирования и перспективного развития, состоящий из:

  • гидрологической модели бассейна;
  • модели национального планирования;
  • социально-экономической модели региона;
  • модели зон планирования.

Принципиальной географической основой этого комплекса является сочетание гидрологической модели бассейнов с взаимоувязанными и подвешенными к ней территориально моделями зон планирования.

Гидрологическая модель бассейна состоит из:

  • морфологической структуры бассейна;
  • гидрологической модели ежегодного планирования;
  • гидрологическая модели перспективного планирования;
  • модели многолетнего регулирования.

Модель национального планирования устанавливает общее увеличение численности населения и потребностей воды в стране по каждому из бассейнов на коммунальные нужды, промышленность, теплоэнергетику и т.д. При возможности эта модель распределяет эти нужды по зонам планирования. Зачастую часть зон планирования не относится к бассейну трансграничных вод, но должна удовлетворяться из него и поэтому должна быть представлена непосредственно в балансе страны. Эта же модель устанавливает задания и лимиты средств на реконструкцию, удельные стоимости или изменение состава культур по зонам планирования, а также возможные капвложения на эти цели.

Социально-экономическая модель представляет набор социальных и экономических показателей развития стран, региона в целом и агрегированных его частей (Зон Планирования), увязанных с гидрологической моделью. Модель дает возможность прогноза целого ряда показателей социально-экономического развития, таких как население, ВНП, ВНП на душу населения, объем ВНП по отрасли, особо по сельскому хозяйству, производство сельскохозяйственных культур и продуктов питания, потребность в продуктах питания, калориях, их удовлетворение, потребность и удовлетворение потребности в электроэнергии. Она учитывает различные варианты развития стран, их приоритеты, инвестиционные возможности, в том числе привлечение иностранных и собственных капвложений.

Модель зоны планирования является основной моделью, в которой отражается все взаимосвязи: вода - технологии - внешняя среда - сельскохозяйственное производство, включая элементы инфраструктуры водохозяйственных систем, таких как водоснабжение, гидроэнергетика, и особенно оросительную и дренажную сети. Эта модель связана с социально-экономической моделью и гидрологической моделью и является их увязкой на нижнем уровне.

Кроме технических составляющих зоны планирования с социально-экономической точки зрения характеризуются определенными показателями:

демографическими:

  • количество населения, в том числе сельского и городского;
  • темпы их роста в процентах к предыдущему году;
  • процент трудоспособного населения и его занятость по видам деятельности;

социальными:

  • доход на душу населения в сельской и городской местности;
  • темпы роста и дохода в зоне за истекший промежуток времени;
  • потенциал промышленного производства и темпы его роста (или снижения);
  • то же фактический объем промышленного производства;
  • то же объем сельскохозяйственного производства и обеспеченность продуктами питания ккал/чел/год в сутки, в том числе по видам;
  • объем сферы обслуживания, в том числе на человека/год;
  • объем потребления питьевой воды, л/сут/чел;
  • обеспечение систем водоснабжения в процентах;
  • обеспечение систем водоотведения в процентах;
  • число больных из-за связанных с водой причин;
  • энергообеспеченность на 1 человека, квт.часов/год;

Все эти показатели в той или иной мере влияют на развитие водного хозяйства в зоне планирования, равно как и являются факторами дестабилизации развития данной зоны планирования.

Непременным условием решения задачи зоны планирования является представление ее в виде слоев ГИСа, отображающих все эти сочетания признаков:

  • зона орошения, состоящая из ряда (или объекта) оросительных систем с конкретными точками входа и выхода;
  • зона питания местных вод;
  • зона питания трансграничных вод;
  • зона смешанных вод с указанием распределения их модулей орошения;
  • зоны действия с выходом на определение водопотребления и дренажных модулей для них;
  • зона сельхозкультур;
  • распределение поливных площадей между типичными единичными площадями орошения;
  • природные различия (почвы, гидрология, климат и д.).

Особенностью данного подхода является необходимость получения оптимальных систем режима по каждой зоне планирования на основе указанного процесса расчленения и последующего агрегирования и включения в итеративный процесс взаимодействия с рекой или бассейном грунтовых вод или их сочетанием. Анализ каждой зоны планирования с позиций управления водными ресурсами имеет главную задачу:

  • удовлетворять потребности населения и экономики зоны планирования ныне и на перспективу, исходя из имеющихся местных и привлекаемых в переделах лимита водных ресурсов;
  • обеспечить экологические условия зоны планирования по предотвращению эрозии, роста засоления и заболачивания, а также по сохранению и развитию природного комплекса;
  • в случае дефицита водных ресурсов выработать рекомендации по минимизации ущерба от этого дефицита путем соответствующего оптимального распределения воды между зонами орошения или системами, возможно с привлечением таких дополнительных источников как коллекторно-дренажные воды, а также по подбору соответствующего состава сельхозкультур.

Оптимизация зоны планирования как в части развития в многолетнем разрезе, так и в части годового удовлетворения потребностей в воде, проводится на основе производственной функции сельхозпроизводства (орошаемого земледелия), в которой учитывается влияние трех основных факторов: продуктивности - водообеспеченность критического периода, степени засоления и суммарные затраты на выращивание сельхозкультур.

Модели могут работать в имитационном и оптимизационном режимах. Основные оптимизационные блоки моделей разработаны в GAMS. Общая алгебраическая система моделирования (GAMS) - это современная компьютерная технология конструирования сложных систем, создана в США для решения оптимизационных задач линейного и нелинейного программирования, апробирована для водохозяйственных задач на реках Нил, Инд, Желтая и др.