Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Главная МФСА О Комиссии Исполнительные органы Заседания Ресурсы Контакты

Положение о Научно-информационном центре по водохозяйственным проблемам при Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (НИЦ МКВК)

I. Общие положения

1.1. В соответствии с Соглашением Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан, Туркменистан и Республики Узбекистан о сотрудничестве в сфере совместного управления регулированием использования и охраны водных ресурсов межгосударственных водных источников, подписанного от имени суверенных государств 18 февраля 1992 г. в г. Алматы, создана Межгосударственная Координационная Водохозяйственная Комиссия (МКВК).

1.2. В соответствии с решением МКВК от 5 декабря 1992 г. создан Межгосударственный Научно-информационный центр (НИЦ) МКВК по водохозяйственным проблемам.

В состав НИЦ МКВК входят:

региональный НИИ — НПО "САНИИРИ";

региональный проектный институт — ПКТИ "Водавтоматика и метрология";

Пять головных национальных научно-информационных центров:

1. Казгипроводхоз

2. Кыргызгипроводхоз

3. ТаджикНИИГиМ

4. Туркменгипроводхоз

5. ПО "Водпроект"

Шесть национальных организаций:

1. КазНИИВХ

2. КыргызНИИирригации

3. ИВПиГЭ АН Кыргызской Республики.

4. Таджгипроводхоз

5. ИВП АСХН Туркменистана

6. ИВП АНРУз

а также национальные филиалы НИЦ МКВК.

II. Цели и задачи

2.1. НИЦ МКВК возлагаются функции исполнительного органа МКВК в подготовке проектов решений по вопросам перспективного развития и водохозяйственной политики, совершенствования управления и использования вод, а также улучшения экологической ситуации в бассейне.

2.2. С этой целью НИЦ МКВК силами входящих в него организаций выполняет обоснование и подготовку проектов государств Центрально-Азиатского региона по вопросам:

• единой водохозяйственной политики, разработки ее основных направлений с учетом интересов населения и отраслей народного хозяйства государств Центральной Азии;

• единой программы водосбережения в регионе и увеличению водообеспеченности потребления в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи и мер по их реализации;

• продолжения работ по научному обоснованию возможности переброски части вод других бассейнов в бассейн Аральского моря;

• улучшения экологической обстановки и ликвидации последствий, связанных с усыханием Аральского моря и истощением водных источников, оздоровления природной ситуации в Приаралье, дельтах рек и на территории бассейна моря;

• стабилизации русловых процессов на реках Амударья и Сырдарья, разработки научно обоснованных берегозащитных мероприятий;

• системы мер по совершенствованию измерения и учета воды, создание в этих целях новых высокоэффективных технических средств;

• научного обоснования и методической подготовки создания и развития автоматизированных систем управления бассейновыми водохозяйственными объединениями "Сырдарья" и "Амударья";

• экономической оценки водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

• создания единой информационной базы по использованию водных ресурсов, мониторинга воды, орошаемых земель и прилегающих районов.

2.3. Кроме того, на НИЦ МКВК возлагается выполнение следующих задач:

2.3.1. Развитие кооперативных связей по внедрению водосберегающих технологий, передовых методов техники полива, водоучета и водоизмерения, других мер, обеспечивающих совершенствование оросительных систем и водопользования, включая создание эталонных объектов по водосбережению и передовой технологии в водном хозяйстве, мелиорации и в других отраслях экономики;

2.3.2. Подготовка периодического издания и обеспечение водохозяйственных организаций государств информацией о научно-технических достижениях, передовом опыте, номенклатуре выпускаемой продукции водохозяйственными организациями государств-членов МКВК и др.

2.3.3. Организация регионального справочно-информационного фонда с учетом особенностей экономического развития государств и пополнение его на основе совместного тематического плана, комплектование отечественной и зарубежной научной и технической литературой, информационными и патентно-лицензионных материалами и др., включая справочно-информационное обслуживание и обмен технической литературой.

2.3.4. Координация и экспертиза всех международных проектов, выполняемых по региональным водохозяйственным проблемам стран Центральной Азии в развитии «Программы конкретных действий по улучшению экологической ситуации в бассейне Аральского моря». При выполнении работ силами организаций, входящих в состав НИЦ МКВК и требующих региональной или межгосударственной координации, финансирование работ также осуществляется через НИЦ. Приемка работ и экспертиза производится с обязательным участием всех заинтересованных стран.

2.3.5. Создание совместных предприятий регионального значения.

2.3.6. Организация региональных тренинговых курсов повышения квалификации работников водного хозяйства.

III. Организация деятельности

3.1. НИЦ МКВК организует свою работу непосредственно и через свои филиалы в соответствии с поставленными задачами с привлечением проектных институтов НИИ, КБ, объединений и других организаций государств-членов МКВК на основе плана работ, утвержденного МКВК, и договорных работ.

3.2. НИЦ МКВК координирует выполнение утвержденного МКВК плана научно-исследовательских и проектных работ головными и национальными научными и проектными организациями, а также филиалами, входящими в его состав, работ выполняемых по программе Аральского моря за счет средств доноров, а также осуществляет приемку и утверждение завершенных в этих аспектах работ.

3.3. НИЦ МКВК имеет свою редакционно-издательскую базу для подготовки и периодического издания сборников научных трудов, бюллетеней научно-технических достижений, информационных листков и др.

3.4. Государствам-членам МКВК предоставлено право бесплатного пользования справочно-информационным фондом НИЦ МКВК.

3.5. Финансирование НИЦ МКВК и его национальных центров с филиалами осуществляется через Минводхозы республик:

• в части разработки и поддержания информационной системы на основе сметы и численности, утверждаемой МКВК и согласованной с Исполкомом МГС и исполнительной дирекцией фонда Арала в счет отчислений в фонд Арала, с распределением затрат между республиками, пропорционально объему используемых водных ресурсов;

• в части издания бюллетеня и других информационных материалов МКВК - в равных долях по каждой республике;

• в части перспективного планирования и разработки научных, конструкторских и других проблем плана НИР МКВК на основе утвержденного МКВК плана работ каждым Минводхозом республик в счет отчислений в фонд Арала.

IV. Руководство

4.1. Общее руководство НИЦ МКВК осуществляет Региональный совет, включающий всех директоров организаций, входящих в его состав и руководителей филиалов.

На Региональный совет возлагается:

• подготовка совместных планов работ, представляемых на утверждение МКВК;

• координация совместных исследований по научно-техническому обеспечению региональных водохозяйственных проблем, разработка экологических программ, а также работ по разработке научно обоснованных мероприятий по сохранению и воспроизводству водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья;

• подготовка предложений для МКВК по назначению исполнителей проектов, выполняемых по программе международных организаций;

4.2. НИЦ МКВК возглавляет исполнительный директор, назначаемый на должность решением МКВК (в дальнейшем директор).

4.3. Директор НИЦ МКВК:

• руководит всей деятельностью Центра в период между заседаниями Регионального Совета, без доверенности представляет интересы Центра, заключает договора, выдает доверенности;

• в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, проводит подбор и расстановку кадров аппарата управления, утверждает его штатное расписание, устанавливает должностные оклады и надбавки к окладам, осуществляет премирование работников;

• ежеквартально на заседании Регионального Совета отчитывается о проделанной работе.

4.4. При директоре НИЦ МКВК создается аппарат управления с Региональным вычислительным центром, отделом зарубежных связей, информационно- издательским отделом, а также отделом регионального водного хозяйства в соответствии с прилагаемой схемой.

4.4.1. НИЦ МКВК является юридическим лицом, имеет круглую и угловую печати со своим наименованием на русском и английском языках, имеет расчетные, бюджетные и валютные счета, обладает имуществом, имеет самостоятельные и сводные балансы.

4.4.2. НИЦ МКВК находится в г. Ташкенте и в своей деятельности руководствуется Законами Республики Узбекистан, настоящим Положением и решением МГС о статусе международных органов Аральского бассейна.

4.4.3. НИЦ имеет право создавать свои филиалы и подразделения в странах - участниках МКВК с согласия государств - членов МКВК.

4.5. НИЦ МКВК финансируется в соответствии с п.3.5, за счет бюджетных ассигнований государств - учредителей, а также за счет грантов, кредитов и других поступлений Межгосударственных организаций, за счет целевого финансирования процентной доли от объема выполняемых структурными подразделениями НИЦ работ, ежегодно устанавливаемой Региональным советом НИЦ, а также договорных работ, выполняемых непосредственно НИЦ.

4.6. На территории суверенных государств все работы, связанные с проблемой Аральского моря, осуществляются силами национальных институтов и организаций стран членов МКВК.

V. Уставный фонд и имущество

5.1 Уставный фонд НИЦ составляет 8672 тыс. сум и складывается из представленных ему основных фондов и денежных средств членов МКВК и Исполкома Межгоссовета за счет фонда Арала и субсидий стран доноров.

5.2. Имущество, приобретенное за счет средств государств-членов МКВК и других источников, является собственностью МКВК. При ликвидации НИЦ МКВК имущество распределяется между государствами в соответствии с долевым участием.

VI. Учет, отчетность и ревизионный контроль

6.1. НИЦ МКВК осуществляет оперативный и бухгалтерский учет и при необходимости представляет отчетность по всем видам научной, финансовой и хозяйственной деятельности, в части договоров с МКВК в установленном порядке, обеспечивает достоверность отчетов и балансов.

6.2. НИЦ подконтролен в своей деятельности МКВК и представляет все необходимые отчеты по результатам года на заседание МКВК.

6.3. Проверка деятельности НИЦ и ревизия его бухгалтерских и денежных операций и документов проводится раз в год Ревизионной Комиссией, создаваемой решением МКВК. При необходимости по решению МКВК проверка деятельности может, осуществлена с привлечением аудиторской организации.

VII. Внешнеэкономическая деятельность

7.1. НИЦ МКВК по заданию МКВК осуществляет внешнеэкономические связи с организациями государств, не входящих в МКВК, и международными организациями по международным проблемам развития и обоснования проблем бассейна Аральского моря, включающую научно-техническое сотрудничество, создание совместных предприятий, выход на рынок технологий и наукоемких услуг, внешнеторговые связи, привлечение спонсоров и грантов к финансированию работ МКВК.

7.2. Распределение средств, полученных от международных организаций - спонсоров, банков, между республиками для решения региональных задач, утверждается МКВК.

VIII. Прекращение деятельности

НИЦ МКВК прекращает свою деятельность по решению МКВК.