Карта сайта English

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии

Главная МФСА О Комиссии Исполнительные органы Заседания Ресурсы Контакты

Положение о Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (МКВК)

I. Общие положения

1.1. Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) Центральной Азии создана в соответствии с Соглашением между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», подписанным 18 февраля 1992 г. в г. Алматы.

1.2. Решением Глав государств Центральной Азии от 26 марта 1993 г., 9 апреля 1999 г. и Решением Правления МФСА от 27 марта 2004 г. МКВК и ее исполнительные органы включены в состав Международного фонда спасения Арала (МФСА) и имеют статус международных организаций.

1.3. В своей деятельности МКВК руководствуется двухсторонними и многосторонними соглашениями государств-учредителей по вопросам использования водных ресурсов межгосударственных источников, Решениями Правления МФСА и настоящим Положением.

1.4. МКВК является региональным органом государств Центральной Азии по совместному решению вопросов управления, рационального использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников в бассейне Аральского моря и реализации совместно намеченных программ на основе принципов коллегиальности и взаимного уважения интересов сторон.

1.5. МКВК и его исполнительные органы осуществляют комплекс мер и процедур, обеспечивающих равноправное распределение вод по всей длине межгосударственных источников с учетом потребностей природных комплексов и развития их на перспективу.

1.6. С согласия Правительств государств-учредителей в состав МКВК могут войти другие государства в качестве членов или наблюдателей.

II. Основные задачи

Основными задачами МКВК являются:

2.1. Разработка и внедрение региональной стратегии рационального использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников в целях равноправного удовлетворения социальных, экономических и экологических потребностей государств-учредителей, а также составление и реализация совместных программ по улучшению водообеспеченности бассейнов межгосударственных источников региона.

2.2. Осуществление управления водными ресурсами межгосударственных источников бассейна Аральского моря с применением принципов ИУВР.

2.3. Разработка, утверждение и контроль исполнения ежегодных лимитов водозабора для государств-учредителей из межгосударственных источников, планирование и контроль режимов работы водохранилищ межгосударственного значения, управление водораспределением в условиях фактической водности года и складывающейся водохозяйственной обстановки.

2.4. Обеспечение ежегодных попусков для охраны природного комплекса, Аральского моря и санитарных попусков по каналам.

2.5. Разработка и осуществление совместно с МКУР региональных экологических программ, связанных с усыханием Аральского моря и истощением водных источников, включая зону формирования стока и водно-болотных угодий.

2.6. Подготовка рекомендаций правительствам государств-учредителей по разработке единой региональной ценовой политики и механизмов компенсации возможных потерь, связанных с использованием водных и энергетических ресурсов межгосударственных источников, а также по правовым основам межгосударственного водопользования.

2.7. Координация и контроль выполнения совместных исследований по научно-техническому решению региональных водохозяйственных проблем и проектов регионального значения, с привлечением имеющегося научно-технического потенциала водного хозяйства государств-учредителей и внедрение полученных результатов.

2.8. Подготовка проектов и инициирование работ по совершенствованию действующих международных соглашений в области управления водными ресурсами межгосударственных источников.

2.9. Содействие правительствам государств-учредителей в сотрудничестве с международными организациями и институтами.

2.10. Создание и эксплуатация единой региональной, бассейновых и национальных информационных систем по использованию водных ресурсов, по распространению и обмену информацией, касающейся водных ресурсов, и их использования государствами-учредителями.

2.11. Содействие и координация взаимоотношений региональных и национальных водохозяйственных организаций с региональными и национальными гидрометслужбами, инициирование региональных программ и работ по совершенствованию системы мониторинга и гидрометрического обеспечения.

2.12. Согласование с Координационным диспетчерским центром «Энергия» режимов попусков из водохранилищ для нужд ирригации с учетом потребности выработки гидроэлектростанций, а также координация действий с национальными министерствами и ведомствами Центральной Азии – производителями электроэнергии.

2.13. Содействие развитию корпоративных связей в разработке и внедрении водосберегающих технологий, передовых способов орошения и техники полива, современных средств водоучета и автоматизации, проектированию и созданию системы общего метрологического обеспечения и аккредитации метрологических служб, других мер, способствующих повышению эффективности водопользования.

2.14. Разработка совместных программ предупреждения, оповещения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, связанных с эксплуатацией водохозяйственных объектов межгосударственного значения.

2.15. Создание и развитие систем тренинга на национальном и региональном уровне для повышения квалификации работников водохозяйственных организаций и водопользователей.

2.16. Укрепление финансовой, материально-технической и правовой базы и научно-технического потенциала исполнительных органов МКВК.

2.17. Рассмотрение разногласий и споров между сторонами потребителями воды из межгосударственных источников, разработка при необходимости порядка создания комиссии по установлению фактов, а также установление процедур ответственности.

2.18. Рассмотрение уведомления одной из Сторон о строительстве новых водохозяйственных сооружений, влияющих на режимы водных ресурсов межгосударственных водотоков.

2.19. Выработка предложений стран по строительству, реконструкции и эксплуатации водохозяйственных объектов межгосударственного значения с долевым участием сторон в их финансировании.

III. Структура и организация деятельности

3.1. Членами МКВК являются первые руководители национальных водохозяйственных ведомств государств-учредителей или уполномоченные Правительствами стран представители.

3.2. Заседания МКВК проводятся ежеквартально, поочередно в одном из государств-учредителей, под председательством члена МКВК этого государства. Сторона, проводящая заседание МКВК, несет ответственность за своевременное согласование и соблюдение сроков проведения заседаний и представление членам МКВК исполнительными органами материалов согласованной повестки дня в установленные сроки.

3.3. По инициативе и с согласия сторон могут проводиться внеочередные заседания МКВК.

3.4. Решения МКВК принимаются на основе консенсуса.

3.5. По отдельным вопросам МКВК может принимать «Протокольное решение».

3.6. Члены МКВК, руководители исполнительных органов МКВК, международных организаций, внесшие значительный вклад в деятельность МКВК, решением МКВК могут быть удостоены звания «Почетный член МКВК» с вручением нагрудного знака утвержденного образца. Почетные члены МКВК могут участвовать в заседаниях МКВК с правом совещательного голоса.

3.7. МКВК создает исполнительные органы для реализации задач, стоящих перед ним, обеспечивает финансирование их деятельности, а также согласованных программ и мероприятий за счет отчислений государств-учредителей, в случае необходимости изменяет функциональные задачи исполнительных органов или прекращает их деятельность.

3.8. МКВК вправе создать специальные межгосударственные инвестиционные фонды для совместного финансирования работ, связанных с развитием водного хозяйства региона и выполнения других задач, определенных настоящим Положением.

3.9. Расходы по проведению заседаний МКВК на месте несет принимающая сторона.

3.10. Рабочим языком МКВК является русский язык.

IV. Права и обязанности

4.1. МКВК утверждает ежегодно (на гидрологический год с разделением на вегетационный и невегетационный периоды) лимиты водозаборов государств-учредителей из межгосударственных источников с учетом прогнозируемой водности года и установленных объемов попусков в дельты рек и Аральское море, принимает решения по корректировке лимитов водозабора, исходя из складывающейся водохозяйственной обстановки.

4.2. МКВК разрешает БВО осуществлять, исходя из реальной водохозяйственной обстановки оперативную корректировку водозаборов в пределах установленных лимитов с уведомлением членов МКВК.

4.3. МКВК рассматривает и утверждает программу обеспечения финансово-хозяйственной деятельности МКВК и ее исполнительных органов (планы финансирования эксплуатационных нужд, капвложений, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и метрологических работ и тренинговой деятельности и других затрат), программы работ по подготовке проектов межгосударственных соглашений, международного сотрудничества, совершенствования деятельности МКВК и ее исполнительных органов, осуществляет контроль за производственной, финансовой и хозяйственной деятельностью исполнительных органов.

4.4. Решения, принимаемые МКВК по вопросам регулирования, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников, обязательны для всех водопользователей и водопотребителей вне зависимости от их государственной или ведомственной принадлежности, а также формы собственности.

4.5. Члены МКВК обеспечивают исполнение решений МКВК на территории своих государств.

4.6. Руководители, должностные лица и сотрудники исполнительных органов МКВК, совершающие служебные командировки в страны-учредители, въезжают, выезжают и пребывают на территории этих государств без виз не более 30 суток по национальным паспортам, служебным удостоверениям, согласованного Сторонами образца и командировочным удостоверением.

V. Исполнительные органы

5.1. Исполнительными органами МКВК являются:

• Секретариат;

• Бассейновое водохозяйственное объединение «Амударья» (БВО «Амударья»);

• Бассейновое водохозяйственное объединение «Сырдарья» (БВО «Сырдарья»);

• Научно-информационный центр по водохозяйственным проблемам (НИЦ) с национальными филиалами;

• Координационный метрологический центр (КМЦ) с национальными организациями;

• Тренинговый центр (ТЦ) с филиалами.

5.2. Для решения отдельных тематических задач решением МКВК могут создаваться рабочие группы на определенный период с привлечением представителей других отраслей экономики.

5.3. Секретариат МКВК осуществляет совместно с другими исполнительными органами МКВК подготовку повестки дня, мероприятий и проектов решений к заседаниям МКВК и контроль за выполнением решений МКВК, поступлением средств государств-учредителей для финансирования исполнительных органов МКВК.

5.4. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» осуществляют эксплуатацию водозаборных сооружений, гидроузлов, водохранилищ и других объектов межгосударственного значения, переданных объединениям во временную эксплуатацию, подготовку расчетов водопотребления из межгосударственных водотоков, вносят предложения по установлению лимитов водозабора в зависимости от водообеспеченности источников на планируемый период и обеспечивают подачу установленных МКВК лимитов водных ресурсов с целью обеспечения водой отраслей экономики, населения и окружающей среды государств-учредителей.

5.5. БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» ежегодно подготавливают согласованные предложения по попускам для охраны природного комплекса, Аральского моря и санитарных попусков по каналам, не подлежащие использованию в иных целях. Руководители БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» несут персональную ответственность за исполнение утвержденных МКВК лимитов попусков в Аральское море в пределах зоны управления БВО.

5.6. НИЦ МКВК совместно с филиалами осуществляет подготовку проектов решений и программ по вопросам перспективного развития и осуществления единой региональной водной политики, совершенствованию управления и использования вод межгосударственных источников, единой программы водосбережения, улучшению экологической ситуации в бассейне, научному обоснованию и созданию автоматизированных систем управления водными ресурсами в бассейнах рек, созданию и эксплуатации единой региональной, бассейновых и национальных информационных систем по использованию водных и земельных ресурсов; проектов международных соглашений по управлению водными ресурсами межгосударственных источников бассейна Аральского моря; анализирует водохозяйственную ситуацию в регионе и в мире и подготавливает предложения, с согласия МКВК взаимодействует с международными донорами и финансовыми агентствами; инициирует и с согласия МКВК координирует исполнение проектов регионального значения, организует и ведет тренинговую деятельность; организует и пополняет справочно-информационный фонд, подготавливает и осуществляет периодические и непериодические издания. НИЦ МКВК осуществляет издательскую деятельность с разрешения МКВК.

5.7. КМЦ МКВК совместно с национальными метрологическими организациями осуществляет координацию технической политики и ее практическую реализацию в сфере метрологического обеспечения программ и решений МКВК по использованию, охране и учету водных ресурсов в источниках и водохозяйственных системах, организует совместную подготовку и практическое использование нормативно-технической базы метрологического обеспечения измерения параметров водных ресурсов, разрабатывает предложения по их совершенствованию, проводит единую политику по водоучету, измерительным технологиям, приборам и средствам автоматизации, разрабатываемым и применяемым в водном секторе, организует и проводит работы в области аккредитации, сертификации и тренинга в области гидрометрии.

5.8. ТЦ МКВК совместно с филиалами осуществляет повышение квалификации работников водного хозяйства высшего и среднего звена государств-учредителей путем организации обучающих семинаров по вопросам ИУВР, национального и международного водного права, совершенствования орошаемого земледелия, природопользования и др. с обеспечением равного представительства стран региона, готовит и издает необходимую учебно-методическую литературу.

5.9. Исполнительные органы МКВК являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, печать со своим наименованием на русском и английском языках, бюджетный, расчетный и другие счета и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями (Уставами), утверждаемыми МКВК.

5.10. Исполнительные органы имеют право представлять МКВК только по согласованию со всеми членами МКВК.

5.11. Финансирование исполнительных органов МКВК осуществляется государствами-учредителями:

• на содержание численности и основную эксплуатационную деятельность исполнительного органа – с распределением затрат пропорционально водозабору из межгосударственных источников и с обязательным учетом объемов всех работ, выполняемых исполнительным органом на территории данного государства;

• в части научной деятельности, опытно-конструкторских и метрологических работ – на основе утвержденного МКВК плана научно-исследовательских, проектно-конструкторских и метрологических работ, каждым национальным водохозяйственным ведомством государства-учредителя по территориальной принадлежности в счет отчислений МФСА;

• финансирование деятельности Секретариата осуществляется страной-учредителем МКВК, на территории которого располагается Секретариат, в счет отчислений в МФСА;

• финансирование деятельности национальных филиалов НИЦ МКВК осуществляется страной-учредителем, на территории которой располагается филиал, в счет отчислений в МФСА.

5.12. Имущество исполнительных органов МКВК (недвижимость, машины, механизмы, оборудование и другие материально-технические ценности) разгосударствлению, приватизации не подлежит. Сдача в аренду осуществляется только с разрешения МКВК.

VI. Порядок ротации исполнительных органов и их руководителей

6.1. Руководители исполнительных органов МКВК назначаются с определением срока их полномочий и порядком ротации и освобождаются от занимаемой должности решением МКВК. Места расположения исполнительных органов и их передислокации (ротации) определяется решением МКВК.

6.2. Ротация исполнительных органов МКВК производится в соответствии с Положением о порядке ротации исполнительных органов Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) Центральной Азии и их руководителей.

VII. Порядок изменения Положения и прекращения деятельности

7.1. Положение о МКВК рассматривается и утверждается на заседании МКВК. Изменения и дополнения в Положение вносятся в том же порядке.

7.2. МКВК прекращает свою деятельность в соответствии с решением Глав государств-учредителей.

7.3. При прекращении деятельности МКВК имущество и совместно созданные фонды, а также все объекты, переданные в БВО во временное пользование, передаются по принадлежности государствам-учредителям в соответствии с установленным порядком их создания.

7.4. Настоящее Положение вступает в силу с момента подписания.

Совершено в г. Алматы 18 сентября 2008 г.

от Республики Казахстан

А. Рябцев

от Республики Кыргызстан

Б. Кошматов

от Республики Таджикистан

С. Ёкубзод

от Туркменистана

К. Аталыев

от Республики Узбекистан

Ш. Хамраев