Бассейновая водохозяйственная организация «Амударья»
Бассейновое водохозяйственное объединение «Амударья» является исполнительным и межведомственным контрольным органом МКВК и осуществляет подачу установленных лимитов водных ресурсов в бассейне реки Амударья с целью обеспечения водой народного хозяйства и населения заинтересованных государств.
Краткая характеристика бассейна
Бассейн реки Амударьи с общей площадью 1017,8 тыс. км2, расположен на территории замкнутого, отрезанного от океанов, бессточного региона Аральского моря.
В административном отношении бассейн р. Амударьи охватывает полностью территорию Туркменистана и часть территории Республик Таджикистана и Узбекистана, Кыргызской Республики и Афганистана.
Амударья наиболее крупная по площади водосбора и водоносности река Центральной Азии, образуется слиянием рек Пяндж и Вахш. Общая ее длина от истоков реки Пяндж до Аральского моря составляет 2574 км, а от слияния с рекой Вахш 1415 км.
Река Пяндж почти на всем своем протяжении проходит по границе Таджикистана с Афганистаном.
Притоки р. Амударья принимает только на первых 180 км. На 12 км от слияния рек Пяндж и Вахш слева впадает р. Кундуз (Афганистан), справа на 38 км р. Кафирниган, на 137 км р. Сурхандарья, на 180 км р. Шерабад.
Бассейн реки Амударьи является наиболее крупным по площади и водоносности в данном регионе.
Амударья относится к рекам ледниково-снегового питания, площадь ледников на правобережных водосборах составляет 7,3 тыс. км2. Площадь водосбора равна 226,8 тыс. км2.
В бассейне р. Амударьи создана сложная ирригационная система, насчитывающая значительное количество каналов, насосных станций, коллекторов, ирригационных сбросов.
Общая орошаемая площадь составляет 3108,73 тыс.га (Таджикистан – 259,06 тыс.га, Туркменистан – 1388,60 тыс.га и Узбекистан – 1461,07 тыс.га) (2017).
С учетом морфологических и географических особенностей бассейн реки Амударьи делится на три участка: верхнее течение (выше гидропоста Келиф граница между Туркменистаном и Узбекистаном); среднее течение (между гидропостом Келиф и Туямуюном) и нижнее течение (ниже Туямуюна).
В верхнем течении реки орошаются земли Таджикистана, Узбекистана (Сурхандарьинская область) и Кыргызстана (небольшой орошаемый массив на юге республики). Так в верхнем течении реки орошаемые массивы расположены в долинах основных составляющих Амударьи и ее притоков: Пяндж, Вахш, Кафирниган, Сурхандарья и Шерабад.
В среднем течении наиболее крупные массивы современного орошения сосредоточены на каналах большой протяженности. К таким каналам относятся Гарагумский канал, Каршинский магистральный канал с каскадом из 6 насосных станций, Амубухарский канал. В системе каждого канала действуют наливные водохранилища. Оросительные системы от Келифа до Туямуюна получают воду еще по десятку каналов с бесплотинным водозабором.
В низовьях реки Амударьи по обоим берегам реки построены крупные системы каналов: Ташсака, Пахтаарна, Клычниязбай, Ургенч-Октябрь-арна, Хан-яб (Совет-яб), Кызкеткен, Суэнли.
В Амударьинском бассейне имеются два крупных речных водохранилища сезонного регулирования это Нурекское водохранилище на реке Вахш и Туямуюнское водохранилище, расположенное в низовьях реки Амударьи и десяток внутрибассейновых и внутрисистемных водохранилищ.
Нурекское водохранилище и ГЭС
Туямуюнский гидроузел
Основным источником удовлетворения требований на воду отраслей народного хозяйства в бассейне р. Амударьи, в частности, наиболее водоёмкой отраслью орошаемым земледелием, являются поверхностные водные ресурсы речной сток (его среднемноголетний объем составляет 78,4 км3 в год, в т.ч. собственный сток р. Амударьи 62,1 км3 в год).
Условия и предпосылки создания
При СССР до 1987 года основную роль в регулировании и управлении водными ресурсами в бассейне отводилась Минводхозу СССР, республиканским Минводхозам и Упрадику (водохозяйственной организации Минводхоза СССР и напрямую подчиняющейся ему, с функциями республиканского вододеления в низовьях реки на принципах строгой объективности и расположенной в г. Ургенче). В настоящее время Упрадик входит в состав БВО “Амударья”.
Сложившеяся на конец 1980-х годов форма управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря исчерпала свои возможности и стала давать сбои в вопросах оперативного управления. Поэтому в целях совершенствования и повышения эффективности «управления» водными ресурсами в бассейне, переходом на бассейновые принципы «управления», а также для обеспечения более оперативного и своевременного решения водохозяйственных задач по предложению республиканских правительств 27 августа 1987 года приказом Минводхоза СССР было создано Амударьинское бассейновое управление по межреспубликанскому распределению водных ресурсов (Упрводхоз «Амударья») с его размещением в г.Ургенче, Республика Узбекистан. В дальнейшем Упрводхоз «Амударья» был переименован в Бассейновое водохозяйственное объединение (БВО) «Амударья».
На БВО «Амударья» по общей договоренности с государствами бассейна возлагалось обслуживание и управление стволами основных рек:
• ствол реки Пяндж;
• ствол реки Вахш;
• ствол реки Кафирниган;
• ствол реки Амударьи от начала до Аральского моря, а также управление и эксплуатация межгосударственных магистральных каналов с сооружениями расположенными в низовьях реки Амударьи ниже Туямуюнского гидроузла.
Под контроль БВО были переданы все насосные станции, расположенные в стволе рек Амударья, Пяндж, Вахш, Кафирниган и на межгосударственных каналах, а также часть речных водозаборов непереданных на баланс БВО это Дангаринский гидроузел на реке Вахш, Каракумский канал и Туямуюнский гидроузел с водохранилищами на реке Амударье.
В течение последующих двух лет Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном на баланс БВО «Амударья» было передано во временное пользование 84 гидротехнических сооружения (из них 36 головных речных водозаборов), 169 гидропостов, 386 км межгосударственных каналов, а также большое количество сопутствующих для нужд эксплуатации коммуникаций (дороги, связь, электроснабжение, технические средства и др.).
Управление водными ресурсами
В организационном отношении основная структура управления водными ресурсами в БВО разбита на три уровня с подчинением нижних ступеней верхним следующим образом:
1. На первом уровне иерархии стоит БВО (аппарат), который непосредственно подчиняется МКВК и решает вопросы планирования, управления, регулирования и водораспределения между государствами.
Информационно БВО связано с Минсельводхозами, Минводхозами, НИЦ МКВК и гидрометами государств Центральной Азии.
2. Второй уровень представлен четырьмя территориальными управлениями гидроузлов, которые по утвержденным БВО планам лимитов водозаборов непосредственно обеспечивают подачу воды водопотребителям. Каждое Управление включает объекты водохозяйственного комплекса, обеспечивая транспортировку, формирование и использование водных ресурсов в пределах границ территорий.
Территориальные Управления напрямую подчинены аппарату БВО.
3. Третий уровень пункты контроля и управления (ПКУ). К ПКУ относятся гидротехнические сооружения, гидропосты находящиеся на балансе Управлений.
Между аппаратом БВО и Управлениями организована круглосуточная оперативно-диспетчерская связь по арендованным телефонным каналам, по радиолинейным каналам.
На БВО «Амударья» были возложены вопросы оперативного управления и регулирования водных ресурсов между государствами, своевременного и бесперебойного обеспечения водой водопотребителей в пределах установленных лимитов (согласованных с государствами), подачи санитарно-экологических попусков в зону Приаралья и Аральское море.
Для осуществления возложенных на БВО задач по управлению трансграничными водными ресурсами на столь огромной территории при БВО ”Амударья” созданы четыре управления по эксплуатации водозаборных сооружений, гидроузлов, межгосударственных каналов с центрами в городах Курган-Тюбе (Республика Таджикистан), Туркменабад (Туркменистан), Ургенч (Республика Узбекистан), Тахиаташ (Республика Каракалпакстан).
Территориальные зоны действия управлений разделены следующим образом:
Верхнедарьинское управление (бывш. Курган-Тюбинское управление гидроузлов) эксплуатирует 8 водозаборныx сооружений, контролирует водозаборы из рек Вахш, Пяндж, Кафирниган и на участке реки Амударьи длиной 246 км до гидропоста Келиф;
Среднедарьинское управление (бывш. Туркменабадское управление гидроузлов) контролирует водозаборы на участке реки Амударья длиной 552 км, между гидропостами Келиф и Дарганата. На балансе Управления находится 9 крупных речных водозаборов;
Управление Амударьинских межреспубликанских каналов (Упрадик) осуществляет эксплуатацию 11 речных водозаборов, 52 гидротехнических сооружений на магистральных каналах, содержит и эксплуатирует 386 км магистральных каналов, контролирует водозаборы на участке реки от Туямуюнского гидроузла до гидропоста Кипчак (протяженность участка реки 167 км). В подчинении Упрадика находятся три крупные оросительные системы: Ташсакинская, Клычниязбайская и Кипчак-Бозсуйская;
Нижнедарьинское управление (бывш. Нукусское управление гидроузлов) осуществляет эксплуатацию Тахиаташского гидроузла, головных речных водозаборов каналов Хан-яб и Джумабайсака, контролирует все водозаборы из реки на участке от гидропоста Кипчак до Аральского моря (протяженность участка 283 км).
Межгосударственное лимитированное вододеление
Лимиты водозаборов государств – это согласованные государствами объемы водозаборов для каждого государства, Аральского моря и Приаралья. Лимиты водозаборов Сторон устанавливает МКВК. Всего распределяемые лимиты по бассейну за гидрологический год составляют 59,45 км3.
Организационная структура и взаимодействие межгосударственных органов управления водными ресурсами бассейна Аральского моря и речных бассейнов между собой и государственными органами увязывается с действующей структурой МФСА непосредственно через МКВК с её исполнительными органами (БВО, НИЦ), которые являются основными звеньями в вопросах межгосударственного сотрудничества.
Правовой основой для совместного управления водными ресурсами и распределения их между водопотребителями в бассейне Аральского моря является Соглашение, подписанное всеми пятью странами в феврале 1992 года «О сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов международных источников», а также другие документы и акты, принятые Центральноазиатскими государствами по бассейнам отдельных рек, основанных на ранее согласованных схемах по вододелению и вышеуказанном Соглашении 1992 года.
БВО «Амударья» в своей деятельности руководствуется Уставом БВО, согласованным МКВК, действующими законодательствами государств - участниц МКВК, решениями МКВК, соглашениями, протоколами и другими нормативными актами.
Финансируется объединение за счет отчислений трех государств (Узбекистаном в сумах, Таджикистаном в сомони и Туркменистаном в манатах).
Необходимо отметить, что исходя из прогнозной и складывающейся водохозяйственной обстановки в регионе на заседаниях МКВК принимаются следующие варианты водораспределения:
1. В период нормальной водообеспеченности и наличия запасов воды в водохранилищах, вододеление проводится согласно утвержденным лимитам водозаборов.
2. В период маловодья устанавливаются следующие критерии по межгосударственному использованию установленных лимитов водозаборов:
• при водности ниже расчетной, водозаборы государств подлежат корректировке, согласно решениям МКВК;
• основанием введения Бассейновым водохозяйственным объединением «Амударья» процентного вододеления водных ресурсов между водопотребителями является создавшийся дефицит водных ресурсов в бассейне реки в определенный период времени;
• основанием установления долей процентного вододеления являются утвержденные МКВК лимиты водозаборов на весь период в разрезе основных водопотребителей.
В целях более эффективного распределения водных ресурсов, снятия ненужной напряжённости в вопросах вододеления и повышения доверия между водопотребителями низовий реки, руководители водного хозяйства Туркменистана и Республики Узбекистан, исходя из необходимости оптимального управления стоком реки и оперативного решения вопросов распределения воды в нижнем течении реки Амударья, 26 мая 2007 года в Ургенче приняли «Соглашение о совместном использовании водных ресурсов Туркменистаном и Республикой Узбекистан в низовьях реки Амударья».
Заседания комиссии проводятся с 2002 года. По состоянию на 1 сентября 2017 года всего было проведено 172 заседания совместной комиссии по вододелению в низовьях реки Амударья, с участием руководителей п/о «Дашогузсувхожалык» (Туркменистан), НАБУИС (Каракалпакстан и Хорезм), БВО «Амударья» и УЭ ТМГУ. На этих совещаниях разрабатывались режимы работы ТМГУ и водные ресурсы распределялись согласно достигнутой договорённости. Такой подход к распределению водных ресурсов в низовьях реки Амударья устраивает все стороны.
В периоды маловодья, тоже касается и многоводья, большое значение для региона имеет мониторинг речных вод. В настоящее время систематический мониторинг осуществляется только на реке Амударья на участке от Аральского моря до гидропоста Термез равном длине 1277 км – это примерно 70 % от всей длины реки. По рекам Пяндж, Вахш и Кафирниган примерно с 1992 года по их гидропостам нет никакой информации. И это негативным образом отражается на достоверности краткосрочного планирования и прогнозирования. В настоящее время, чтобы каким-то образом провести оценку водохозяйственной ситуации и ожидаемой приточности на границе двух основных водопотребителей (Туркменистана и Узбекистана) и принятия упреждающих мер, самым ответственным гидропостом является уровнемерный гидропост Термез (1277 км).