English

Центрально-Азиатская международная научно-практическая конференция
«25 лет водному сотрудничеству государств Центральной Азии:
опыт пройденного, задачи будущего»

23-24 ноября 2017 г., Ташкент, Узбекистан

Отчет о работе круглого стола № 3: Совершенствование правовой основы водного сотрудничества и развитие водной дипломатии – залог укрепления добрососедских отношений между государствами Центральной Азии

Сопредседатели: Байджанов Г.Н., Зиганшина Д.Р., Бондарик И.Г., Верли А.

На круглом столе выступили 10 докладчиков. Зиганшина Д.Р., заместитель директора НИЦ МКВК, Бондарик И.Г., вице президент МКИД, Кеншимов А.К., сотрудник Исполнительной дирекции МФСА в Казахстане, Мухаммедов А., начальник Средне-Дарьинского управления, Хасанов У. А., заведующий кафедрой Международных отношений Университета мировой экономики и дипломатии, Верли А., региональный советник по водным вопросам Посольства Швейцарии в Казахстане, Казаков Б. А., начальник отдела Информационно-аналитического центра международных отношений, Джайлообаев А.Ш., национальное водное партнерство Кыргызской Республики, Ахмаджонов В.М., заместитель начальника управления Минсельводхоза Республики Узбекистан, Виденина Ю., представитель Международной сети бассейновых организаций (INBO).

Вода стоит в центре политических, экономических и социальных процессов. Каждый из этих аспектов был рассмотрен на данной сессии с акцентом на превентивные и правовые методы регулирования.

Были приведены конкретные примеры водной дипломатии и применения международного права в Центральной Азии и мире на глобальном, региональном и двустороннем уровнях.

Выступавшие отдали должное уникальному примеру «дипломатии водников», которые на деле продемонстрировали ответственность перед своими народами за сохранение мира и спокойствие в регионе, создав в 1992 году МКВК.

Обсуждались примеры двусторонней дипломатии, особенно в условиях экстремальных ситуаций в низовьях Амударьи и Сырдарьи, когда с 1995 года работают постоянные технические рабочие группы.

Был сделан детальный экскурс в развитии права и дипломатии в мире и приведены успешные примеры из Европы (Рейн, Водная директива) и Америки (США-Канада, США-Мексика, Ла Плата).

Особое внимание было уделено взаимодействию международного и национального водного права как залога обеспечения рационального использования водных ресурсов и укрепления сотрудничества. Докладчик из Казахстана продемонстрировал, как положение международных соглашений были инкорпорированы в национальное законодательство и что еще предстоит сделать в этом направлении. В этом контексте были также представлены работы по разработке показателей водной безопасности Кыргызской Республики. Наличие индикаторов на национальном и региональном уровнях важно для «сверки часов».

Отмечалась важность науки и образования как основы для развития и подпитки водной дипломатии. Представители Международной комиссии по ирригации и дренажу, Международной сети бассейновых организаций (INBO) говорили о профессиональных контактах в рамках глобальных сетей, которые помогают находить точки соприкосновения и снижать трения между представителями различных стран перед лицом общих угроз, таких как деградация земель и глобальное изменение климата.

Партнеры по развитию продемонстрировали примеры водной дипломатии из других стран и регионов мира. Присутствующие были ознакомлены с французской инициативой по воде и изменению климата, а также подходом Швейцарии «Синий мир» (Blue Peace), который продвигает идеи параллельного развития политического диалога и технического взаимодействия. При этом подчеркивалось, что страны Центральной Азии сами должны определить свой подход и сами быть его проводниками.

Многие докладчики отметили о новом векторе внешней политики Узбекистана, который, благодаря доброй воле стран соседей, уже способствовал изменению динамики взаимоотношений в регионе. Есть надежда, что поиск взаимоприемлемых и устойчивых решений для вопросов использования водных ресурсов в Центральной Азии будет ускорен.

Выступавшие отмечали, что на базе собственного опыта Центральной Азии и лучшей международной практики, могут быть намечены пути для совершенствования правовой основы сотрудничества для дальнейшего укрепления добрососедских отношений между государствами Центральной Азии. Подготовленные РЦПДЦА проекты конвенций по бассейнам рек Амударья и Сырдарья могли бы стать одним из документов для начала диалога.

Любые предложения должны основываться на общепризнанных нормах международного права и отвечать интересами стран региона. Многие выступавшие отмечали о необходимости развития работ по вопросам качества воды, было отмечено, что уже есть договоренности между Казахстаном и Узбекистаном в этом вопросе и, что ШУРС готов поддерживать деятельность стран в этом направлении.

Докладчики также отмечали, что плодотворному диалогу будет способствовать гармонизация национального законодательства и подходов к использованию водных ресурсов.