С 1991 года в Центральной Азии происходят изменения в политико-экономической ситуации. Вновь образованные пять независимых государств начали свой путь к рыночной экономике, что в условиях нестабильной экологической ситуации в отдельных частях региона требовали пересмотра подходов к вопросам управления и использования водных ресурсов. Каждое государство региона определяло свои национальные интересы социально-экономического развития, изменяя отношение к проблемам окружающей среды, и осознавая необходимость ориентации на принципы международного водного права. В переходный период, когда государства только вырабатывали свои приоритеты с учетом общих региональных ограничений (одним из которых является экологическая ситуация вокруг Аральского моря) необходимо было сохранение стабильности в управлении водными ресурсами.
Основатели МКВК (слева направо): М. Зулпуев, Н. Кипшакбаев, А. Иламанов,
А. Нуров, Р. Гиниятуллин, 6 апреля 1992, Ашхабад
|
Члены МКВК (слева направо):
А. Назыров, А. Джалалов, А. Рябцев, Б. Кошматов, Т. Алтыев
22 февраля 2002, Алматы, празднование 10-летия образования МКВК
|
С этой целью в октябре 1991 года руководители водохозяйственных органов пяти независимых стран Центральной Азии приняли заявление, которое положило основу для подписания в феврале 1992 года Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников». В соответствии с этим Соглашением была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК).
Главной целью создания МКВК явилось утверждение принципов коллегиальности принятия решений по общим вопросам управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников региона и реализации совместно намеченных программ на основе взаимного уважения интересов сторон.
Образование МКВК и ее работа постоянно находятся в поле внимания Президентов стран Центральной Азии. Главы государств своими соглашениями от 23 марта 1993 г. и 9 апреля 1999 г. утвердили особую роль МКВК под эгидой МФСА, что явилось проявлением глубокого понимания руководством стран Центральной Азии роли совместного управления в использовании и охране водных ресурсов, в развитии всех стран и региона в целом, равно как и заботы их об устойчивом обеспечении народов своих стран водой и соответствующими условиями окружающей среды.
Международное содружество доноров, активно сотрудничая с МКВК, постоянно оказывало и оказывает большую помощь во внедрении интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР), развитии тренинговой деятельности, водосбережения, уточнения прогнозов и улучшении учета стока, автоматизации работы гидросооружений, создании информационной системы и др. Особо необходимо отметить деятельность таких международных организаций, как Всемирный банк, Европейский Союз, Канадское агентство международного развития (CIDA), Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC), Азиатский банк развития, Правительства Норвегии и Финляндии, Департамент международного развития Великобритании (DFID), Агентство США по международному развитию (USAID), ПРООН, Японский Водный Форум, ФАО, сеть Глобального Водного Партнерства (ГВП) и другие.
Большую помощь в освоении современного мирового опыта в водном хозяйстве, дренаже, орошении и информационном обмене оказало сотрудничество МКВК с Международной Комиссией по ирригации и дренажу (МКИД), которая успешно развивается на протяжении уже 14 лет. Созданные под эгидой МКВК национальные комитеты (НКИД) постепенно превращаются в весомый неправительственный потенциал водохозяйственных организаций, объединяющих как высококвалифицированных профессионалов в водном хозяйстве, так и отраслевые ведомства, и различные водные институты.
Мероприятия по случаю 15-летия МКВК с участием ведущих местных и зарубежных организаций и специалистов позволят провести анализ современного состояния дел и проблем водного хозяйства стран Центральной Азии и согласовать совместные усилия по реализации конкретных действий, в том числе и ПБАМ-2, на ближайшие годы и на перспективу.
|